Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучаются 317 чел. (2013 год – 305 чел.), индивидуально на дому – 300 чел. (2013 год – 291 чел.). В 28 специальных (коррекционных) классах, организованных в общеобразовательных учреждениях области, получают образование 307 чел. (2013 год – 327 чел. в 29 классах).

В целях реализации переданных полномочий организовано  предоставление психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) несовершеннолетних, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. ОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической помощи» в 2014 году оказана услуга по предоставлению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей 440 несовершеннолетним. Специалистами Центра проведено 150 индивидуальных консультаций по следующим вопросам структуры коррекционно-развивающих занятий, по снятию уровня тревожности у детей, по выстраиванию коммуникативных связей, организации индивидуального обучения и т.д.

Продолжена практика проведения групповых консультаций. В отчетный период проведено 5 групповых консультаций, в том числе для специалистов территориальных ПМПК «Об условиях организации комплексного обследования детей психолого-медико-педагогической комиссией», для педагогов образовательных организаций по темам «Развитие детей в «норме» и «патологии», «Психологическая готовность воспитанников к сдаче ЕГЭ и ГИА», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» и для родителей «Психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА».

Проведено дополнительное диагностическое исследование 167 воспитанников областных государственных учреждений с целью выявления специфики ориентации в окружающей среде, способов общения в группе и наиболее типичных форм поведения, выявления уровня тревожности во взаимоотношениях детей-сирот с педагогическим персоналом учреждений.

В целях осуществления экспериментального перехода на ФГОС ОВЗ реализуется приказ комитета образования Еврейской автономной области от 15.08.2014 года № 493 «Об организации работы пилотных площадок по апробации проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Еврейской автономной области». Указанный документ регламентирует деятельность трех образовательных организаций (ОГАОУ «Центр образования «Ступени», ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат», ОГОБУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат»), получивших статус пилотных площадок, для формирования соответствующей нормативной базы по вышеуказанному направлению, утверждает «Дорожную карту» — сетевой график выполнения работ в целях организации деятельности пилотных площадок и регулирует создание условий для апробации проекта ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В специальных (коррекционных) учреждениях разработаны планы-графики мероприятий  по апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, создана творческая группа по разработке АОП. Проведен анализ финансово-экономического, материально-технического обеспечения, информационной среды и кадрового потенциала образовательных учреждений.

Проанализированы требования к условиям реализации основных образовательных программ начального общего образования (педагогический состав, материально-техническая учреждений), потенциальные возможности педагогов для реализации ФГОС для детей с ОВЗ, организовано очное и дистанционное обучение педагогических работников и руководителей образовательных учреждений-пилотных площадок.

Проведена разъяснительная работа среди родительской общественности.

Формируется нормативная база по введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

Пилотными площадками разработаны адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для детей с ЗПР, НОДА, РАС, для слабовидящих детей, для детей с ТНР, для умственно отсталых детей; индивидуальные образовательные программы; на основе учебных планов (элемент адаптированной образовательной программы) разработаны индивидуальные учебные планы учащихся; программа коррекционной работы.

В ОГАОУ «Центр образования «Ступени» по результатам психолого-педагогическая диагностики обучающихся с ОВЗ определены разработаны индивидуальные карты развития школьников. Коррекционно-развивающая работа ведется в индивидуальной, групповой, очной и дистанционной формах. Организовано освоение программ специальных курсов: «Развитие познавательной деятельности», «Развитие коммуникативной деятельности», «Психомоторика и развитие сенсорных процессов», «Развитие речи», «Развитие зрительного восприятия», «Логоритмика», «Ритмика».

Разработана модель организации внеурочной деятельности в соответствии с утвержденной Программой по основным направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Программы дополнительного образования составлены на основе различных курсов реабилитационных терапий, таких как игровая терапия, арт-терапия, терапия театральным искусством, пет-терапия, библиотерапия и другие. Внеурочная деятельность в Центре организуется в форме проектной деятельности, кружковой работы, познавательных экскурсий, факультативов акций познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), соревнований, школьной спартакиады и др.

На уроках и коррекционных занятиях используется специализированное оборудование:

— для детей с НОДА: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением, комплект ЛДСО «Мелкая моторика и графомоторные функции» и др.;

— для детей с ТНР: комплект ЛДСО «Мелодика, интонация, темп и ритм речи, «Речь и речевое общение» и др.;

— для детей с РАС, слабовидящих и ЗПР: тактильно-развивающие комплексы («Пирамида», «Улитка Саша», «Солнышко» и др.), комплекты лабиринтов для развития моторики, которые способствуют расширению представлений об окружающем мире, развитию тактильных ощущений, активизации познавательной деятельности.

Аналогичная работа проведена в ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат», где в августе 2014 года была утверждена АООП, программа духовно-нравственного развития «В стране добрых людей», рабочие программы учебных предметов, программа коррекционной и внеурочной деятельности.

В 2014 году в рамках реализации проекта «Разработка и реализация программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников на базе стажировочных площадок по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также в целях осуществления экспериментального перехода на ФГОС ОВЗ организовано обучение 144 работников системы образования.