Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.
Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в 1,5 года, то другие первые слова произносят только после двух. Естественно, что первое время кроха будет усердно повторять слова, услышанные от мамы и папы. Поначалу буквы и слоги будут выстраиваться в забавные комбинации, но он быстро учится, особенно если подавать правильный пример.
Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи вашего ребенка могут оказать свое «роковое» влияние на его дальнейшую жизнь. Чтобы не пришлось лишний раз обращаться к логопеду, не коверкайте слова и не сюсюкайте. Понятно, что вы хотите сказать ласковые слова ребенку, но разве это нельзя сделать простым и понятным языком. Ведь в скором времени ваш ребенок переймет вашу манеру общения и от того, насколько она будет правильной, зависит и его речь.
Не менее важна благоприятная обстановка в доме, отсутствие ссор и скандалов, а также правильный режим дня. В совокупности эти факторы создадут условия, в которых малыш будет расти спокойным и уравновешенным. А это значительно уменьшит риск развития заикания.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
Уровень развития речи детей от 0 до 2 лет
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
Уровень развития речи детей в 2 года
- Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы, значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
- Могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
- К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200-400 слов.
- Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
- После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
- Речь еще аграмматична (ошибкив грамматическом построении высказывания).
- Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
- Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
- Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
Уровень развития речи детей в 3 года
- Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
- Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
- Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
- В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
- Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
- Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
- К четырем годам словарный запас ребенка достигает 1500 – 2000 слов.
- Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
- Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук «ц». У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки «ш», «ж», «ч», «щ»), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук «ш» звуком «с» («суба» вместо шуба) и т.д., а также отсутствуют [р, р’, л, л’].
- Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»)
- В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
- Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
- В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
- Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
- Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
- Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, [л, р], отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение.
Уровень развития речи детей в 6 лет
- Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
- За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
- К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
- У ребенка развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
- К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, [л, р]. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
- Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно обратиться к логопеду для их устранения.