Черты подросткового суицида
— кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
-конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
— суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
— суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
— суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
— средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Причины проявления суицида
— Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
— Резкое повышение общего ритма жизни
— Социально-экономическая дестабилизация
— Алкоголизм и наркомания среди родителей
— Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
— Алкоголизм и наркомания среди подростков
— Неуверенность в завтрашнем дне
— Отсутствие морально-этических ценностей
— Потеря смысла жизни
— Низкая самооценка, трудности в самоопределении
— Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
— Безответная влюбленность
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Предпосылки проявления
— Биологические
— Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)
— Социальные
Что может удержать:
— Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
— Будьте внимательным слушателем
— Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
— Помогите определить источник психического дискомфорта
— Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
— Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
— Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.