Черты подросткового суицида
– кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
-конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
– суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
– суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
– суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
– средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Причины проявления суицида
– Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
– Резкое повышение общего ритма жизни
– Социально-экономическая дестабилизация
– Алкоголизм и наркомания среди родителей
– Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
– Алкоголизм и наркомания среди подростков
– Неуверенность в завтрашнем дне
– Отсутствие морально-этических ценностей
– Потеря смысла жизни
– Низкая самооценка, трудности в самоопределении
– Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
– Безответная влюбленность
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Предпосылки проявления
– Биологические
– Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)
– Социальные
Что может удержать:
– Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
– Будьте внимательным слушателем
– Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
– Помогите определить источник психического дискомфорта
– Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
– Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
– Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.