Доверять чужим нельзя: учим школьников безопасному поведению в городе

Дома и в школе детей учат базовым правилам безопасности, таким как «не разговаривать с незнакомцами», «не садиться в чужую машину». Однако истории о пропавших детях и рассказы о других преступлениях против несовершеннолетних продолжают регулярно появляться в СМИ и в соцсетях.

Детям свойственно проявлять эмпатию и верить взрослым – особенно, когда те называют ребенка по имени и ссылаются на родителей. Этим пользуются злоумышленники.

Объяснить правила недостаточно, нужно тренировать их выполнение

Одна из причин в том, что недостаточно «пройти» правила безопасности с детьми один раз и спокойно жить дальше. Чтобы в нужной ситуации правила помогли, их нужно повторять с детьми регулярно, тогда грамотное поведение закрепится и станет почти рефлекторным.

Безобидный тоже может быть опасен

Как дети обычно представляют себе преступника? Подозрительный небритый субъект, озирающийся по сторонам. Между тем преступником может оказаться и приличного вида старушка, и даже ребенок. Уменьшить риск, которому подвергаются дети в городе, можно только одним способом – научить их распознавать опасность и тренировать навыки поведения в экстренной ситуации.

Определяем, кто такие посторонние и как с ними (не) общаться

Первое, что нужно усвоить, – кто относится к категории посторонних людей. Правило простое: это все, кроме членов семьи. Соседи по дому или даче, милая продавщица в магазине у дома и даже дети во дворе, с которыми ребенок играл, – это посторонние.

Когда ребенок один на улице, ему лучше не вступать в разговоры с посторонними. Если общения избежать не удается, надо постараться дать минимум информации о себе.

На просьбу сообщить имя и тем более фамилию научите ребенка отвечать: «Извините, это личная информация, родители запретили сообщать ее посторонним», а на вопрос о возрасте или классе достаточно односложного «хожу в школу».

На примере конкретных ситуаций научите ребенка различать границу между общественным и личным пространством и договоритесь, что «переход» из одного в другое возможен только с ведома и разрешения родителей.

Взрослый просит помощи только у взрослого

Научите ребенка настороженно относиться к любым просьбам о помощи. Для этого задайте ребенку простой вопрос: «К кому бы ты сам обратился за помощью – к взрослому или ребенку?» Очевидно, что взрослый способен помочь лучше ребенка, и поэтому любой человек, у которого нет злых намерений (в том числе и другой ребенок), не станет обращаться за помощью к детям. Объясните, что взрослые должны решать свои проблемы со взрослыми. На просьбу о помощи всегда нужно отвечать просто: «Я не могу вам помочь, обратитесь ко взрослым». Если незнакомец попытается схватить ребенка, куда-то его утянуть, нужно громко кричать, вырываться.

Учим говорить «нет» взрослому, кричать и сопротивляться

Мы учим детей не шуметь, быть вежливыми и слушаться старших, но в ситуации опасности эти установки только мешают. Расскажите, что при любой угрозе привлечь к себе внимание можно и нужно любыми доступными способами: кричать во весь голос, сбрасывать товары с полок магазина, барабанить во все двери подъезда, стучать по машинам. Пусть ребенок кричит и шумит так, чтобы сразу стало ясно: происходит что-то плохое.

Кодовое слово

Придумайте с ребенком кодовое слово, которое будете знать только вы и ребенок. Договоритесь с ним: если вы не сможете его встретить, то человек, который придет вместо вас, скажет секретное слово или фразу. Например, это может быть имя любимого героя мультфильмов или слоган из рекламы. Научите не реагировать на просьбы без кодового слова, даже если человек называет его по имени или как-то иначе создает видимость знакомства.

Вне зависимости от того, знает ли незнакомец кодовое слово, ребенок должен предупредить классного руководителя, что за ним пришли, и попросить нового человека сначала поговорить с ним. Ведь, как уже было сказано, взрослые должны решать проблемы со взрослыми.

Предупреди – потом делай

Если ребенок перемещается самостоятельно, важно, чтобы он постоянно был на связи, например, при помощи телефона. Объясните, что действовать следует по правилу «Предупреди – потом делай!». Если незнакомый или знакомый человек куда-то зовет, сначала нужно позвонить родителям, а потом уже идти. Если не дозвонился, то никуда не идет. Учите ребенка кричать, убегать в опасной ситуации.

Вырабатываем привычку использовать самый безопасный маршрут

Проработайте безопасные маршруты похода в школу, на дополнительные занятия и в другие места, где часто бывает ваш ребенок. Желательно, чтобы дорога проходила по многолюдным, ярко освещенным улицам. По возможности исключите из маршрута темные дворы и переулки, гаражи, пустыри, стройки, а также участки, которые плохо просматриваются из-за зарослей.

Не помешает несколько раз пройти по маршруту вместе с ребенком: так родителям будет проще найти «слабые звенья» (например, плохо освещенный в вечернее время участок пути). Если избежать таких мест не удается, провожайте и встречайте ребенка хотя бы в темное время суток.

Тема безопасности – это норма

Нужно спокойно поднимать тему безопасности в каждом разговоре с ребенком. Едете на общественном транспорте – задайте ребенку вопрос: что он сделал бы, если бы он сам вышел на остановке, а мама не успела, или наоборот. Пофантазируйте. У детей бурная фантазия, они живо все представляют. И подскажите правильный ответ. Такая тактика хорошо работает. Моделируйте – ставьте вопрос – слушайте – хвалите – подсказывайте правильный ответ

Как снизить уровень родительской тревоги

Избежать постоянного беспокойства за ребенка поможет общесемейное правило сообщать о том, куда отправляешься, сколько там пробудешь и когда вернешься домой. Если вся семья ему следует, ребенок привыкнет поступать так же.

Приучите его брать с собой заряженный телефон, когда он уходит из дома, и периодически проверять сообщения, если он обычно выключает звук. Обязательно говорите домашним, куда пошли и когда вернетесь, и требуйте от ребенка того же.

Город для ребенка похож на большой лабиринт со множеством препятствий. Задача взрослых – научить детей в нем ориентироваться.