Расстройства аутистического спектра – это группа сложных расстройств развития мозга. Для таких расстройств характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий.
Насколько рано можно распознать аутизм у ребенка?
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Характерные особенности поведения малыша при угрозе формирования синдрома детского аутизма можно обнаружить, если ребенок пытается дозировать эмоциональный контакт, не проявляет активность и инициативу в непосредственном общении. В период от полутора до двух с половиной лет у малыша не развиваются подражание и исследовательская активность, не усложняются манипуляции с игрушками.
Чаще всего диагностировать расстройства аутистического спектра возможно в возрасте 2,5-3 лет. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни:
- ребенок не улыбается, не проявляет радости в возрасте 6 месяцев и более;
- не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку;
- у него нет эмоциональной мимики в возрасте от 9 месяцев;
- нет лепета в возрасте 12 месяцев;
- нет обычных жестов: не показывает на что-то пальцем, не тянет руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев;
- нет никаких слов в возрасте 16 месяцев;
- нет осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев;
- нет реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;
- были, но «пропали» речь (или лепет) или социальные навыки в любом возрасте.
Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о РАС и в более позднем возрасте. Близкие люди должны обратиться к специалистам, если у ребенка наблюдаются:
- нарушение социальных контактов и взаимодействий. Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх;
- ограниченные интересы и особенности игры, игры «неигровыми» предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи), однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету;
- склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
- нарушения вербального общения. Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете;
- расстройства интеллектуальной сферы;
- нарушенное чувство самосохранения, невозможность понимать социальные сигналы;
- особенности походки и движений;
- эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);
- непонимание переносного смысла, иронии, намеков;
- невозможность изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- избирательность в еде, проблемы с приемом пищи;
- сложности с засыпанием;
- приступы агрессии, гнева;
- гиперактивность. Снижение концентрации.
Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения. Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.
Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально. Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.
Даже, обладая информацией о проявлениях аутизма, мы не рекомендуем «ставить» диагноз ребенку самостоятельно. Это может сделать только врач.