Вопросы и ответы

Я выпускник 11 класса и планирую поступать в ВУЗ, где математика не нужна. Можно мне сдавать только базовую математику и не сдавать профильную?

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400, с 2015 года ЕГЭ по математике разделен на два уровня – базовый и профильный. Выпускники имеют право выбрать либо два уровня одновременно, либо только один из уровней.

Выпускник сдает ЕГЭ по математике базового уровня для получения аттестата и поступления в ВУЗ, где математика не включена в перечень вступительных экзаменов. Базовый уровень оценивается по пятибалльной шкале.

ЕГЭ по математике профильного уровня необходимо сдавать для поступления в ВУЗ, где математика входит в перечень вступительных испытаний. Оценивается он по стобалльной шкале.

В случае, если ученик не сдал профильный уровень экзамена по математике означает ли это, что он провалил экзамен в целом и не сможет получить итоговый аттестат? Можно ли сдавать сразу оба уровня – профильный и базовый?

В соответствии с пунктом 33 и пунктом 75 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400, обучающиеся, получившие на государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) неудовлетворительный результат по обязательному учебному предмету, по решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзамена в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки (резервные дни).

Обучающимся, получившим повторно неудовлетворительный результат на ГИА в дополнительные сроки, выдается справка об обучении и предоставляется право пройти ГИА по соответствующему учебному предмету не ранее 1 сентября текущего года. Для прохождения повторной ГИА указанные лица восстанавливаются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения ГИА.

Обучающийся вправе по своему желанию подать заявление и сдать ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней одновременно.

Какие условия созданы для сдачи ЕГЭ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Существуют ли льготы для этой категории детей при сдаче ЕГЭ?

Согласно приказу Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400 ГИА в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов предусмотрена, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования. ГИА для данных категорий обучающихся по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления о прохождении ГИА в указанной форме представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Таким образом, если отнесение обучающегося к указанным категориям не подтверждено соответствующими документами (копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или оригиналом заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы), то для него ГИА проводится в форме ЕГЭ с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, которые не выходят за рамки федеральных государственных образовательных стандартов.

Как я могу получить дубликат аттестата об образовании?

В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в школу, выдавшую аттестат:

-при утрате аттестата или приложения к аттестату – с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);

-при повреждении аттестата и (или) приложения к аттестату, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, – с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок, с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату, которые подлежат уничтожению в установленном порядке;

-при изменении фамилии (имени, отчества) выпускника – с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника.

Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается школой в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выдавшую аттестат, с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).

В случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в ведении которых находилась указанная организация.

Предусмотрены ли льготы по родительской плате в детских садах?

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 3 статьи 65 Закона об образовании).

Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Финансирование таких мер социальной поддержки не является обязанностью органа местного самоуправления и осуществляется при наличии возможности бюджета муниципального образования.

Как ребенку – гражданину Российской Федерации получить путевку в Международный детский центр «Артек», Всероссийский детский центр «Орленок», Всероссийский детский центр «Океан», Всероссийский детский центр «Смена»?

В соответствии с пунктом 3.2 приказа Минобрнауки России от 22 февраля 2001 г. № 611 «Об утверждении Положения о порядке подбора и направления детей и подростков во всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан» распределение путевок и подбор детей в Центры в соответствии с разнарядкой и тематикой смен осуществляют уполномоченные органами исполнительной власти РФ соответствующие комиссии, советы или рабочие группы, в состав которых входят представители органов управления по делам молодежи, образования, социальной защиты населения, детских организаций. Эти органы определяют способ направления документов для участия в отборе, формы отбора, включая процедуры и порядок отбора.

Уполномоченным органом в Еврейской автономной области является комитет образования Еврейской автономной области. Порядок подбора и направления детей и подростков во всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Артек», «Смена» регламентируется приказом комитета образования Еврейской автономной облатси от 13 января 2016 года № 5.

Кто осуществляет оплату проезда детей в Международный детский центр «Артек», Всероссийский детский центр «Орленок», Всероссийский детский центр «Океан», Всероссийский детский центр «Смена»?

В соответствии с пунктом 2.4 приказа Минобрнауки России от 22 февраля 2001 г. № 611 «Об утверждении Положения о порядке подбора и направления детей и подростков во всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан» оплата проезда детей и подростков в детские центры и обратно производится родителями (лицами, их заменяющими) либо за счет предприятий, организаций, средств бюджетов различных уровней.

Правомерно ли требование предъявить регистрацию при приеме на обучение в общеобразовательную школу?

Правомерно. Поскольку преимущественным правом на прием в школу обладают дети, проживающие на территории, закрепленной за данной школой, родители должны документально подтвердить факт проживания на данной территории. Это требование закреплено в п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32.

Так, для приема в школу родители для зачисления ребенка в первый класс предъявляют свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

В каком случае возможен прием первоклассников в выбранную школу независимо от конкретного места жительства ребенка?

В соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также в случаях, когда в отношении приема в образовательную организацию предусмотрен индивидуальный отбор или конкурс.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона органы местного самоуправления ведут учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иных уровней общего образования, и закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа

Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” установлено, что государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения – акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года.

В свою очередь, государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети “Интернет”, в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:

количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае если образовательная организация закончила прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, данная организация вправе осуществлять прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

Возможен ли дополнительный сбор финансовых средств с родителей (законных представителей) на проведение ремонтных работ, материально-техническое оснащение образовательного процесса, приобретение учебно-методической литературы и хозяйственные нужды

Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательной организации должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства. Порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Решения родительского комитета, совета школы, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.

Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательной организации, либо договоров дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены:

– сумма взноса;

– конкретная цель использования средств, если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью организации;

– реквизиты благотворителя;

– дата внесения средств.

Руководителям образовательных организаций необходимо обеспечить процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю через бухгалтерию в установленном порядке. При этом должно быть обеспечено:

– поступление денежных средств благотворителей на расчетные счета образовательной организации;

– оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательной организации и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;

– оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;

– представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных организациях;

– запрещение работникам образовательной организации сбор наличных денежных средств.

Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны работников образовательной организации, неправомерных действий органов самоуправления образовательной организации, в том числе родительских комитетов, управляющих советов и др. в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

  •  
  •