Пояснительная записка. Система образования Еврейской автономной области включает в себя 65 учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в сфере образования. Ключевой задачей системы образования области является обеспечение качественного обучения и равного доступа к нему всех детей, независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей. На территории области есть образовательные организации, стойко демонстрирующие высокие результаты по комплексу учебных показателей, но, к сожалению, есть и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания, показывая низкие результаты обучения. В направлении повышения качества образования в таких школах имеется ряд проблем. Не решенной проблемой является создание региональной инфраструктуры, разработка механизмов взаимодействия всех служб для обеспечения лучшего результата, повышение квалификации учителей-предметников, управленческих команд школ.
Специфика области показывает, что 52% общеобразовательных учреждений находятся в сельской местности, 18 из них являются малокомплектными.
Одним из приоритетов образовательной политики области является поддержка образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях. Именно эта категория школ рассматривается в качестве требующей особого внимания и находится в фокусе мер, направленных на повышение качества образования.
Сегодня существует большой разрыв в учебных результатах между группами школ независимо от места расположения. При этом социальные условия играют значительную роль в дифференциации школ по образовательным результатам.
Настоящая модель региональной методики по реализации мероприятий продуктивной помощи школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях в ЕАО определяет содержательно-целевые и организационные составляющие работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Основной целью региональной системы работы является повышение качества образования и ресурсного обеспечения школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в сложных социальных условия.
При этом, под школ с низкими результатами обучения понимаются школы, которые в течение ряда лет демонстрируют по отдельным показателям низкие образовательные результаты. Школы, работающие в сложных социальных условия, обладают рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов.
Комитет образования ставил следующие задачи:
- Внедрить в практику эффективные методы управления качеством образования в общеобразовательных организациях, работающих в сложных социальных условиях и школах, показывающих низкие образовательные результаты.
- Разработать механизмы взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования всех уровней по повышению качества образовательных результатов обучающихся в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
- Сформировать организационные структуры, осуществляющие функции методического, экспертно-консультационного сопровождения программ улучшения результатов и перехода в эффективный режим работы школы.
- Реализовать меры по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в сложных социальных условиях, на региональном и муниципальном уровнях.
- Разработать и реализовать программы ПК, направленные на повышение компетентности педагогов в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами.
Основные характеристики школ, работающих в сложных социальных условиях:
- социально-неблагополучный контингент
- неблагополучное окружение/территория
- ограниченные ресурсы
Внутри категории школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, которые создаёт социально неблагополучный контингент учащихся, следует выделить несколько типов школ, обладающих определённым комплексом характеристик, которые обусловили особенность образовательной деятельности школ, их образовательной политики и педагогического климата.
Это типы школ, специфику которых определяют территориальные условия и неблагополучное окружение. К ним относятся:
- Сельские малокомплектные школы,
- Школы в трудно доступных территориях,
- Школы с высоким уровнем девиантности.
Школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях, как правило испытывают дефицит в ресурсах как кадровых, так и материальных, и существенно уступают по качеству образования социально благополучным школам. Поэтому адресатами первоочередных мер являются школы в сложных социальных условиях, демонстрирующие наиболее низкие результаты.
Для выделения школ, испытывающих дефицит тех или иных ресурсов, следует провести дополнительный анализ и выделить в группе школ, идентифицированных как работающие в неблагоприятных социальных условиях, школы с кадровыми проблемами и школы с ограниченными материально-техническими и финансовыми ресурсами.
К школам с ограниченными кадровыми ресурсами будут отнесены школы, в которых доля учителей с высшей профессиональной категорией значимо ниже, чем в среднем по региону, например, на 2 стандартных отклонения. К кадровым проблемам относится также отсутствие в штате школы необходимых специалистов: психолога, дефектолога, социального педагога.
К школам с ограниченными финансовыми ресурсами будут отнесены школы, финансовые показатели которых значимо ниже, чем в среднем по региону, например, на 2 стандартных отклонения.
Для работы по оказанию продуктивной помощи определены 16 школ, показывающих низкие образовательные результаты (приложение №1). Типовые характеристики таких школ и их ресурсные дефициты определили то, в какой поддержке нуждаются они, и какие меры должны быть реализованы, чтобы повысить качество их учебных результатов. На основе анализа деятельности школ разработаны программы повышения качества в каждой школе.
Комплекс работ по реализации мероприятий включает:
- мониторинг и педагогический аудит результатов школ;
- методическая поддержка школ;
- обеспечение сетевого взаимодействия между школами: партнерство школ-лидеров и школ зоны риска;
- реализация адресных программ повышения квалификации на основе выявленных профессиональных дефицитов.
№ п/п |
Наименование общеобразовательной организации, имеющие низкие образовательные результаты |
1. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №5” |
2. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Дубового” |
3. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Найфельд” |
4. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Ленинское” |
5. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Бабстово” |
6. | Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Калинино |
7. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №4 п. Хинганск” |
8. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования “Школа № 2 г. Облучье” |
9. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый “ |
10. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск” |
11. | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ” Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде” |
12. | муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Екатерино-Никольское” |
13. | Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Благословенное имени Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина |
14. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №4 с. Даниловка” |
15. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка” |