Модель региональной методики по реализации мероприятий продуктивной помощи школам с низкими результатами обучения в Еврейской автономной области

Пояснительная записка. Система образования Еврейской автономной области включает в себя 65 учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в сфере образования. Ключевой задачей системы образования области является обеспечение качественного обучения и равного доступа к нему всех детей, независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей. На территории области есть образовательные организации, стойко демонстрирующие высокие результаты по комплексу учебных показателей, но, к сожалению, есть и устойчиво неуспешные школы, в течение ряда лет не ликвидирующие своего отставания, показывая низкие результаты обучения. В направлении повышения качества образования в таких школах имеется ряд проблем. Не решенной проблемой является создание региональной инфраструктуры, разработка механизмов взаимодействия всех служб для обеспечения лучшего результата, повышение квалификации учителей-предметников, управленческих команд школ.

Специфика области показывает, что 52% общеобразовательных учреждений находятся в сельской местности, 18 из них являются малокомплектными.

Одним из приоритетов образовательной политики области является поддержка образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях. Именно эта категория школ рассматривается в качестве требующей особого внимания и находится в фокусе мер, направленных на повышение качества образования.

Сегодня существует большой разрыв в учебных результатах между группами школ независимо от места расположения. При этом социальные условия играют значительную роль в дифференциации школ по образовательным результатам.

Настоящая модель региональной методики по реализации мероприятий продуктивной помощи школам с низкими результатами обучения и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях в ЕАО определяет содержательно-целевые и организационные составляющие работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.

Основной целью региональной системы работы является повышение качества образования и ресурсного обеспечения школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в сложных социальных условия.

При этом, под школ с низкими результатами обучения понимаются школы, которые в течение ряда лет демонстрируют по отдельным показателям низкие образовательные результаты. Школы, работающие в сложных социальных условия, обладают рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов.

Комитет образования ставил следующие задачи:

  1. Внедрить в практику эффективные методы управления качеством образования в общеобразовательных организациях, работающих в сложных социальных условиях и школах, показывающих низкие образовательные результаты.
  2. Разработать механизмы взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования всех уровней по повышению качества образовательных результатов обучающихся в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  3. Сформировать организационные структуры, осуществляющие функции методического, экспертно-консультационного сопровождения программ улучшения результатов и перехода в эффективный режим работы школы.
  4. Реализовать меры по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в сложных социальных условиях, на региональном и муниципальном уровнях.
  5. Разработать и реализовать программы ПК, направленные на повышение компетентности педагогов в области сопровождения и оценки индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами.

Основные характеристики школ, работающих в сложных социальных условиях:

  • социально-неблагополучный контингент
  • неблагополучное окружение/территория
  • ограниченные ресурсы

Внутри категории школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, которые создаёт социально неблагополучный контингент учащихся, следует выделить несколько типов школ, обладающих определённым комплексом характеристик, которые обусловили особенность образовательной деятельности школ, их образовательной политики и педагогического климата.

Это типы школ, специфику которых определяют территориальные условия и неблагополучное окружение. К ним относятся:

  • Сельские малокомплектные школы,
  • Школы в трудно доступных территориях,
  • Школы с высоким уровнем девиантности.

Школы, работающие в неблагоприятных социальных условиях, как правило испытывают дефицит в ресурсах как кадровых, так и материальных, и существенно уступают по качеству образования социально благополучным школам. Поэтому адресатами первоочередных мер являются школы в сложных социальных условиях, демонстрирующие наиболее низкие результаты.

Для выделения школ, испытывающих дефицит тех или иных ресурсов, следует провести дополнительный анализ и выделить в группе школ, идентифицированных как работающие в неблагоприятных социальных условиях, школы с кадровыми проблемами и школы с ограниченными материально-техническими и финансовыми ресурсами.

К школам с ограниченными кадровыми ресурсами будут отнесены школы, в которых доля учителей с высшей профессиональной категорией значимо ниже, чем в среднем по региону, например, на 2 стандартных отклонения. К кадровым проблемам относится также отсутствие в штате школы необходимых специалистов: психолога, дефектолога, социального педагога.

К школам с ограниченными финансовыми ресурсами будут отнесены школы, финансовые показатели которых значимо ниже, чем в среднем по региону, например, на 2 стандартных отклонения.

Для работы по оказанию продуктивной помощи определены 16 школ, показывающих низкие образовательные результаты (приложение №1). Типовые характеристики таких школ и их ресурсные дефициты определили то, в какой поддержке нуждаются они, и какие меры должны быть реализованы, чтобы повысить качество их учебных результатов. На основе анализа деятельности школ разработаны программы повышения качества в каждой школе.

Комплекс работ по реализации мероприятий включает:

  • мониторинг и педагогический аудит результатов школ;
  • методическая поддержка школ;
  • обеспечение сетевого взаимодействия между школами: партнерство школ-лидеров и школ зоны риска;
  • реализация адресных программ повышения квалификации на основе выявленных профессиональных дефицитов.

№ п/п

Наименование общеобразовательной организации, имеющие низкие образовательные результаты

1.       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №5”
2.       Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Дубового”
3.       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Найфельд”
4.       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Ленинское”
5.       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Бабстово”
6.       Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Калинино
7.       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная  школа №4 п. Хинганск”
8.       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования “Школа № 2 г. Облучье”
9.       Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый  “
10.   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск”
11.   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ” Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде”
12.   муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа села Екатерино-Никольское”
13.   Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Благословенное имени Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина
14.   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа  №4 с. Даниловка”
15.   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №11 с. Волочаевка”