Первая международная конференция “Эволюция оценки качества образования”, инициатором которой выступила Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, собрала в Москве ведущих международных экспертов в области школьной аттестации.
В конференции приняли участие представители профильных правительственных и научных организаций и ведомств из России, Белоруссии, Испании, Китая, Турции, Франции, Швейцарии и Южной Кореи.
Участники обсудили глобальные тенденции в развитии системы оценки качества школьного образования, обменялись опытом и определили основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом.
Открыл пленарную сессию министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. В своем выступлении он рассказал об успехах российской системы образования, подтвержденной призовыми местами отечественных школьников на международных олимпиадах.
Директор департамента по образованию ОЭСР, специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики Андреас Шляйхер высоко оценил уровень российской системы оценки школьного образования, выделив значительные успехи в проведении единого госэкзамена. “Я внимательно наблюдал за тем, как развивалась система ЕГЭ все эти годы. И с большой радостью могу сказать, что сегодня этот метод оценивания знаний школьников по-настоящему успешен», – отметил Андреас Шляйхер.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подробно рассказал иностранным коллегам о системе единого госэкзамена. За десять лет она значительно эволюционировала, были отработаны экзаменационные материалы, решены многие задачи по анализу качества образования в России, оценке школ, директоров и учителей. Он заявил, что на протяжении последних двух лет процедура проведения ЕГЭ реализуется по новым стандартам информационной безопасности, которые обеспечивают максимальную прозрачность и объективность оценки знаний школьников.
Исполнительный директор Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед в своем выступлении отметил, не только высокий уровень знаний российских школьников, но и уверенную тенденцию к его повышению. “Российская школа известна своей фундаментальностью, по результатам наших международных исследований (TIMSS, PIRLS) российские школьники демонстрируют стабильно высокий уровень знаний. А использование современных технологий и инструментов информационной безопасности в системе национальной аттестации – это дополнительный ресурс для развития и совершенствования системы образования”, – отметил Дирк Хастед.
В свою очередь руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что корректное оценивание повышает качество образования и служит стимулом его развития. «Для ведомства сегодня важны не столько результаты, сколько эффективность и прозрачность оценочных процедур», – сказал Сергей Кравцов.
Вице-президент Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования, директор Агентства аккредитации и оценки качества образования Швейцарии Кристофер Гролимунд назвал систему ЕГЭ абсолютно современной и особенно отметил систему видеонаблюдения на экзамене.
ЕГЭ и итоговая аттестация после 9 класса, заметил руководитель Рособрнадзора, не единственная система оценивания качества школьного образования в России. В стране также стране разработана программа Всероссийских проверочных работ. Она позволяет школам проводить ежегодную самодиагностику по общеобразовательным предметам с учетом федеральных стандартов. Примечательно, что это проверка не является обязательной, но позволяет снимать напряжение, нередко приписываемое итоговой аттестации. При этом, результаты всероссийских проверочных работ заносятся в единую информационную систему.
Также в России проводятся Национальные исследования качества образования (НИКО), и идет работа по проведению международных исследований: PISA, PIRLS, TIMSS, TALIS и др.
Иностранные эксперты сошлись во мнении, что российская система единого государственного экзамена соответствует международным стандартам.
В свою очередь, глава Рособрнадзора предложил создать международный совет по использованию результатов национальных оценок.
“Было бы целесообразно создать некий международный совет, который бы обсуждал именно критерии оценки и увязку оценки школьников, учителей, региональной системы в единую систему для понимания того, какие решения нужно принимать по итогам оценочных процедур”, – сказал Сергей Кравцов.