Мария Калужская: советы педагогам к началу учебного года

Учительство – ваш собственный выбор. Почему и зачем вы работаете в школе? Что продвигает вас вперед урок за уроком? Что приносит удовлетворение? Отвечайте себе на эти вопросы каждый вечер, и в вашей работе появится больше смысла.

  1. Известно, что как новый год встретишь, так его и проведешь. А первое сентября, как-никак, старт нового учебного года, который для учителя всегда важнее года астрономического. Поэтому – как в новогоднюю ночь! –ожидайте лучшего, загадывайте желания, источайте позитив… 1 сентября перевоплотитесь в школьную фею (эльфа или доброго Санту): будьте элегантны, обаятельны и… просто волшебны.
  2. Нырните в учебный год не как в бурную реку, которую надо быстро, отдуваясь, переплыть, а как в теплое море, где просто приятно купаться. И можно двигаться в любых направлениях, нырять и плескаться. У нас не гонка на выживание, а освоение морских просторов. Плюс – по возможности – исследование побережья.
  3. Хорошая новость: учительство – не крест и не благословение божие (от которого никак не откажешься); это ваш собственный выбор. Вы делаете этот выбор ежедневно, добровольно и с желанием идя навстречу своим ученикам. В мире масса других возможностей, но вы предпочли эту. Почему и зачем вы работаете в школе? Что продвигает вас вперед урок за уроком? Что приносит удовлетворение? Отвечайте себе на эти вопросы каждый вечер, и в вашей работе появится больше смысла.
  4. Поставьте себе на учебный год три (как минимум) цели: в области профессионального роста (освоить технологию, реализовать проект, пройти переподготовку), личностного роста (получить водительские права, освоить иностранный язык на уровне X, поучаствовать в кулинарном конкурсе) и просто личные (полетать на воздушном шаре, сбросить 10 кг, поселиться за городом). Цели – хотя бы из двух первых групп – лучше озвучить публично: это наложит на вас ответственность за их реализацию. Если вы классный руководитель, то проведите стартовый практикум по целям года со своими учениками: вы будете сопровождать их, они – вас.
  5. Большинство известных мне педагогов стремятся во что бы то ни стало «пройти программу». Само слово «пройти» чего стоит! – пройти мимо, миновать, пропустить мимо сознания… Поняли дети, не поняли, хватило времени или нет – тумблер переключается, и начинается новая тема («откройте тетради и запишите»). А если вашей программой отныне станет ребенок, его собственный темп, его потребности, успехи и «заторы»?.. Да, это очень трудно и требует дополнительных усилий (И как же отчетность? Всякие контрольные срезы и тестовые экзамены?..), но если вы хотите получить реальный результат и продвижение от каждого, то придется двигаться в этом направлении.
  6. Наверное, «любить детей» для учителя – это перебор. А вот хорошо/доброжелательно/с интересом к ним относиться – необходимое условие успеха профессии. Известно, что дети истинное отношение учителя «кожей чувствуют» и никогда не поверят сюсюканью, маскирующему равнодушие, страх или озлобленность. А на волне теплого человеческого контакта простят даже «строгий выговор с занесением». Поэтому – будьте открыты, терпеливы и объективны; постоянно проверяйте себя на фальшь и предвзятость. Школа – то самое место, где нужно быть требовательным и толерантным одновременно.
  7. Научитесь работать с особо взыскательными родителями. Всегда благодарите их за бдительность и ценные рекомендации (безо всякой иронии, ведь их реакция – это лакмус для ваших поступков). А еще лучше – наносите «упреждающие удары»: приглашайте их к себе и советуйтесь по важным поводам раньше, чем они обратятся к вам. Выражайте заинтересованность и проявляйте заботу об их детях. Превращайте их в союзников и партнеров: дайте родителям возможность решать конкретные вопросы, связанные с распорядком дня, дисциплиной, домашними заданиями, школьной формой… Но при этом сохраняйте статус и дистанцию.
  8. «Какая может быть свобода, если сплошные прессинг, контроль и отчетность?» – возразите вы. Как-то (в книге Гордона Драйдена и Джанет Вос «Революция в обучении») я прочла отличную рекомендацию для руководителей школ: «Прервите психологическую зависимость от массовых проверок». Применительно к учителю ее можно переиначить так: не напрягайтесь из-за процедур контроля; они – необходимая формальность, которую надо научиться быстро и качественно выполнять – без вложения душевных сил и эмоций. Это просто дополнительная компетенция, а не епитимия. Прессинг создаете вы сами (и часто поддерживают ваши начальники, но они тоже зря тратят нервы). И еще одно наблюдение: формальности действительно формальны!.. Одни и те же документы (с минимальными изменениями) годятся для разных случаев, можно сделать качественную «матрицу», а затем использовать ее не раз и не два. И передавать коллегам – если не жалко.
  9. Итак, вы поставили цели на год, определились с приоритетами, оптимально организовали свой рабочий график и даже (!) понемногу перестаете париться из-за программ и отчетов. О, чудо! – у вас высвобождается время (хотя бы по часу в день). Тратьте его исключительно на себя: на общение с семьей, на хобби, на вечерние прогулки, чтение или фитнес. Внимание! «На себя» – это не на подработки, не на приготовление ужина, не на стирку и беготню по магазинам, не на вечерние звонки озабоченных мамаш и даже не на помощь с приготовлением ДЗ собственным детям. Воспринимайте личное время как ценность – тогда и люди вокруг тоже будут уважать его.
  10. Прекращайте всех учить* (даже в форме внутренних критических монологов – ведь, признайтесь, такое случается?). Допускайте неправильности, прощайте ошибки и наращивайте ресурс легкомыслия. Оцените свой внешний вид со стороны: не слишком протокольно? Пингвина не напоминаете (белая блузка/рубашка – черный костюм)?.. Может, стоит сыграть ведьму или поросенка в школьном спектакле? Или сходить на шоу «Снимите это немедленно»?.. (Вариант для мужчин: сыграть Кащея и поучаствовать в авторалли). В общем, раздвинуть горизонт и всех удивить. В первую очередь, себя.

* Ой, я, кажется, тоже всех учу, причем в целых 10-ти пунктах!.. За ближайший год обещаю исправиться;)

http://www.koriphey.ru/