К работе в сфере материальных интересов склонны многие школьники ЕАО

Профориентация – необходимое направление в работе со старшеклассниками, находящимися на пороге очень важного жизненного выбора — выбора пути профессионального саморазвития. Сделать этот выбор правильно — очень важно для каждого молодого  человека, ведь от того интересна ли профессия и приносит ли работа в ней удовлетворение зависит эффективность и, так называемое, КПД любой трудовой деятельности. Работа без удовлетворения и самореализации лишает человека качественного профессионального роста, приводит к быстрому профессиональному выгоранию и приносит негативные эмоции. Если учесть, что профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека (примерно от 22-х до 60 лет), то такой исход событий не радует и заставляет задуматься, чем таким заняться, чтобы профессия нравилась, приносила доход и в ней хотелось бы развиваться.

Команда Профессионального союза Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема с октября 2019 года посещает школы ЕАО с мероприятиями проекта «Моя профессия», поддержанного Фондом президентских грантов, и оказывает помощь в профессиональном становлении учащимся 9-11 классов, разъясняя особенности рынка востребованных вакансий региона, требования к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего образования, проводит профориентационное тестирование.

Как показали промежуточные итоги работы с 2000 школьниками 31 школы ЕАО — не все старшеклассники знают свои способности и осознают свою сферу профессиональных интересов. Более того, многие из них не имеют информации о современных профессиях, тем более об актуальном состоянии рынка востребованных вакансий региона. Девятиклассники, например, на вопрос «Кем вы собираетесь работать и на кого пойти учиться?» часто отвечают в общем: «на железную дорогу», «в медицину», «в экономику», но не могут ответить, какую именно профессию они хотят освоить. Более конкретный ответ дают десятиклассники и выпускники 11 класса. Многие называют профессию, которую они выбрали, но, вместе с тем, когда начинается работа с ними по профориентационным методикам, часто оказывается, что сфера профессиональных интересов и личностных склонностей ученика не совпадают выбранной профессией. Это обуславливается неправильным подходом к выбору своего будущего дела.

Наиболее популярной профессиональной сферой старшеклассников нашего региона стала сфера материальных интересов, к ней склонны 30% старшеклассников. Многие из них хотят связать свою деятельность с экономикой, бухгалтерией, аудитом. Склонность по другим сферам распределились следующим образом:  сфера физического труда – 20% старшеклассников; сфера эстетики и искусства 16%; сфера умственного труда – 13 %;  сфера работы с людьми – 10% и сфера технических интересов – 8%.

В результате проделанной на сегодняшний момент в рамках проекта работы, появилось немало старшеклассников, которые переосмыслили свой выбор и осознали то, насколько ответственно необходимо относиться к нему.  У многих из них возник вопрос: нормально ли сомневаться в уже сделанном выборе профессии и бывают ли такие сомнения у студентов или работающих специалистов? Конечно же, сомнения – это нормально, это значит есть возможность вовремя остановиться и изменить свою жизнь к лучшему. А получив образование в выбранной профессиональной сфере, можно работать не только по основной профессии, но и стать узким специалистом в этой области, заняться научной деятельностью или открыть свое дело.

 Напомним, что проект «Моя профессия» поддержан Фондом президентских грантов в 2019 году. В рамках проекта реализуется профориентационное мероприятие в 41 школе ЕАО для более чем 2000 учащихся старших классов. Партнерами проекта выступают: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Управление трудовой занятости населения правительства ЕАО, Комитет образования ЕАО.

Следите за деятельностью проекта на страницах в социальных сетях: https://vk.com/public187324256https://www.instagram.com/project_my_profession/ .