Часто задаваемые вопросы

Вопросы, связанные с определением и деятельностью уполномоченного подразделения (должностного лица).

  1. Все ли органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны внедрить антимонопольный комплаенс? Необходимо ли учитывать цели, задачи, полномочия и специфику деятельности такого органа, отсутствие влияния их деятельности на товарные рынки?

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 (далее – Указ     № 618) «высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти)» субъектов Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию антимонопольного комплаенса «деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Из положений Указа № 618, уставных документов субъекта РФ и Методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р (далее – Методические рекомендации) следует, что система антимонопольного комплаенса на уровне субъекта РФ должна охватывать всю систему органов исполнительной власти региона в соответствии с уставными документами региона (высшее должностное лицо, правительство, иные органы исполнительной власти).

При этом построение организационной структуры антимонопольного комплаенса на уровне субъекта РФ отнесено к компетенции высшего должностного лица (управленческое решение). Будет ли это один единый антимонопольный комплаенс для всей системы органов исполнительной власти в регионе, либо это будет система нескольких отдельных антимонопольных комплаенсов для каждого из органов, входящего в систему органов исполнительной власти в регионе, – усмотрение высшего должностного лица субъекта РФ, которому адресована норма Указа № 618.

При принятии организационного (управленческого) решения в любом случае следует руководствоваться принципами организации антимонопольного комплаенса, закрепленными в пункте 10 Методических рекомендаций, а именно, подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству органа исполнительной власти субъекта РФ; достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

  1. Какое структурное подразделение правительства региона может выполнять функции уполномоченного подразделения?

Создание нового (отдельного) структурного подразделения не предполагается. Целесообразно наделять полномочиями существующее подразделение в рамках штатного расписания, либо распределять функции уполномоченного подразделения между несколькими подразделениями, ответственными, например, за развитие конкуренции и недопущение нарушения АМЗ, правовое обеспечение деятельности органа власти, антикоррупционные мероприятия.

  1. Что понимается под подотчетностью уполномоченного подразделения непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти? (Руководство равно руководитель? Прямое подчинение в соответствии со структурой органа власти?) Является ли это обязательным и необходимым требованием для реализации системы антимонопольного комплаенса на региональном уровне?

По мнению ФАС России, понятие «подотчетый» не является тождественным понятию «подчиненный». Таким образом, уполномоченное подразделение (должностное лицо) может не находится в непосредственном подчинении высшего должностного лица субъекта РФ, но в части организации антимонопольного комплаенса должно быть ему подотчетным.

  1. Какие требования предъявляются к уровню образования и квалификации сотрудников уполномоченного подразделения (должностного лица)?

Требования к уровню образования и квалификации сотрудников уполномоченного подразделения (должностного лица) Методическими рекомендациями не устанавливаются.

В соответствии с Методическими рекомендациями состав уполномоченного подразделения определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности федерального органа исполнительной власти.

При этом федеральный орган исполнительной власти должен руководствоваться следующими принципами:

а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству федерального органа исполнительной власти;

б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

При определении достаточности вышеуказанных ресурсов следует исходить компетенции и функций уполномоченного подразделения (должностного лица), определенных пунктом 11 раздела VI Методических рекомендаций.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Приказом ФАС России от 12.03.2018 № 279/18 «Об утверждении Плана мероприятий ФАС России по реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» ФАС России организует обучение для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. График обучения будет размещен на официальном сайте ФАС России в разделе Национальный план.

  1. Учитываются ли уполномоченным подразделением (должностным лицом) в рамках антимонопольного комплаенса органов государственной власти субъекта Российской Федерации риски нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг?

При организации антимонопольного комплаенса учитываются риски, связанные с нарушением антимонопольного законодательства. При этом необходимо отметить, что ряд норм Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, а также запрет на заключение антиконкурентных соглашений при проведении торгов.

  1. Где можно взять информацию о количестве нарушений антимонопольного законодательства органом государственной власти субъекта Российской Федерации? Есть ли такая информация в открытом доступе? Возможно ли такую информацию запрашивать в территориальном органе ФАС России?

Анализ данной информации осуществляется уполномоченным подразделением (должностным лицом) субъекта Российской Федерации самостоятельно на основании данных, имеющихся в органе власти. Вместе с тем, указанная информация может быть получена от территориального органа ФАС России в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии по реализации Национального плана по развитию конкуренции.

  1. Что понимается под конфликтом интересов в рамках работы по реализации антимонопольного комплаенса? Почему выявление конфликта интересов не включено в группу работ по выявлению рисков нарушения антимонопольного законодательства? Будут ли ФАС России разработаны отдельные методики по процедурам внутренних расследований для таких случаев в рамках антимонопольного комплаенса?

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, разработка предложений по их исключению предусмотрены подпунктом «в» пункта 11 Методических рекомендаций.

В соответствии с приказом ФАС России от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 функции уполномоченного органа по выявлению конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений ФАС России, разработке предложений по их исключению, относятся к компетенции Управления государственной службы ФАС России.

Вопросы, связанные с определением коллегиального органа

  1. Какой орган может осуществлять функции коллегиального органа в целях внедрения в органе власти субъекта Российской Федерации антимонопольного комплаенса? Каким должен быть его состав?

В соответствии с Методическими рекомендациями «коллегиальный орган» — это совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса. По мнению ФАС России, функции данного органа могут быть возложены на коллегиальный орган, созданный в рамках реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ или Общественно-консультативный совет. Вопросы, связанные с возложением функций и определением состава коллегиального органа согласно Методическим рекомендациям определяются органом исполнительной власти в акте об организации антимонопольного комплаенса.

 Организационные вопросы антимонопольного комплаенса 

  1. Какова этапность внедрения антимонопольного комплаенса: в первую очередь на региональном уровне, а потом на муниципальном, либо одновременно?

Действующими нормативными правовыми актами этапность внедрения антимонопольного комплаенса не регламентирована. По мнению ФАС России, следует исходить из возможности и проработанности организационных вопросов внедрения антимонопольного комплаенса органами местного самоуправления, учитывая, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано внедрить антимонопольный комплаенс до 01.03.2019.

  1. Предусмотрено ли включение доклада об антимонопольном комплаенсе в доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг, формируемый в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р «О стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации?

В соответствии с Методическими рекомендациями Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться федеральным органом исполнительной власти в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции». Иных требований Методические рекомендации не содержат. 

  1. Куда направляются органами местного самоуправления доклады об антимонопольном комплаенсе? Должен ли каждый орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направлять свой доклад в ФАС России самостоятельно?

Доклад о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в органе власти или местного самоуправления, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте соответствующего органа власти или органа местного самоуправления в сети «Интернет». Направление указанными органами докладов в ФАС России не требуется.

Федеральные органы исполнительной власти направляют свой утвержденный доклад  в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

  1. Планирует ли ФАС России разработать методику выявления рисков, методику расчета КПЭ, типовые (модельные) комплаенсы и иные методические документы для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления? Если нет, то кем должны разрабатываться такие документы?

Разработка и принятие отдельных методических документов по вопросам внедрения антимонопольного комплаенса на региональном уровне и уровне органов местного самоуправления в ближайшее время не планируется. Указанные правовые акты разрабатываются на региональном уровне самостоятельно. При этом считаем возможным при разработке таких документом заимствовать принципы и подходы, разработанные ФАС России для органов исполнительной власти федерального уровня.

  1. Необходимо ли согласование правовых актов об антимонопольном комплаенсе региональных органов власти с территориальным управлением ФАС России?

Согласования правовых актов об антимонопольном комплаенсе региональных органов власти с территориальным органом ФАС России не предусмотрено. В то же время считаем возможным обращение региональных органов власти к территориальным органом ФАС России за получением методической помощи и консультаций.

  1. Должен ли быть перечень ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса одинаковым для всех регионов?

Данного требования Методикой расчета ключевых показателей не предусмотрено. Ключевые показатели должны отражать эффективность функционирования в органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

  1. Планируется ли в Методике расчета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса определить сам перечень таких ключевых показателей? Возможно ли установление ключевых показателей эффективности, отличных от тех, которые приведены в методике расчета?

Приказ об утверждении указанной Методики будет доведен до территориальных органов ФАС России и размещен в открытом доступе после его принятия.

  1. Возможно ли принятие правового акта об антимонопольном комплаенсе в отсутствие методик расчета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса и самих ключевых показателей?

По мнению ФАС России, отсутствие методики расчета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса для федеральных органов исполнительной власти, а равно отсутствие методик расчета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в субъектах Российской Федерации (и самих ключевых показателей) не может яваляться препятствием для принятия правового акта о внедрении в органе государственной власти субъекта Российской Федерации правового акта об организации антимонопольного комплаенса. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса могут быть утверждены позднее после принятия соответствующих методик.