Финансово – экономическое обеспечение системы образования в 2010 году

В 2010 году финансово-экономическая деятельность в сфере «Образование» осуществлялась в условиях формирования эффективных экономических отношений и оценки эффективности работы различных структур системы образования области.

В целях формирования единой политики в части финансового обеспечения сферы «Образование» области в 2010 году значительно обновлена нормативная правовая база, обеспечивающая ее функционирование. Приняты нормативные правовые акты по обеспечению гарантий на отдых и оздоровление детей, в том числе в части финансового обеспечения отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием; определены финансовые механизмы обеспечения воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также организации дистанционного образования детей данной категории; по  финансовому обеспечению организации питания в общеобразовательных учреждениях области за счет средств областного бюджета, что позволит увеличить в 2011 году стоимость питания различных категорий школьников, в том числе в пришкольных интернатах

В связи с введением с 1 января 2011 года отраслевой системы оплаты труда внесены изменения в законодательные акты, устанавливающие нормативы финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования муниципальных общеобразовательных учреждений, а также региональные нормативы бюджетного финансирования областных государственных вечерних (сменных) общеобразовательных школ при учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В условиях преобразования экономики образования возникла потребность в такой схеме финансирования образовательных учреждений, которая позволит аккумулировать финансы и направить их на создание и реализацию конкретных образовательных программ, перейдя от потребительской позиции — к ответственной эффективной самостоятельности.

В 2010 году на территории области функционировало 4 автономных образовательных учреждения, в том числе 1 учреждение дошкольного образования. Активизирована работа по совершенствованию организационно-правовых форм образовательных учреждений области.

В целях перевода образовательных учреждений области на отраслевую систему оплаты труда в 2010 году проведена работа по подготовке нормативной правовой базы, определяющей содержание отраслевой системы оплаты труда, в том числе — установление размеров базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам; определен порядок, условия и размеры компенсационных и стимулирующих выплат.

Расходы консолидированного бюджета области на образование в 2010 году составили 2 121 863,1 тыс. рублей, что составляет  23,6 %  в консолидированном бюджете.

Расходы  областного бюджета на реализацию полномочий муниципальными образованиями области по обеспечению организации питания детей из многодетных и малоимущих семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, выплат дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, а также компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях составили более 27 млн. рублей.

На реализацию закона области от 11 февраля 2009 года № 512-ОЗ «Об установлении норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования» было израсходовано  568 808,0 тыс. руб., в том числе на приобретение учебников — 6295,5 тыс. руб. (в среднем на одного учащегося – 329,04 руб.). Всего за три года расходы на приобретение учебников составили 18 718,5 тыс. рублей.

Средняя заработная плата работников образования в 2010 году составила 10398 рублей, что на 9,9 % выше показателя  2009 года. Средняя заработная плата учителя на 0,8 %  и составила — 13920,7 рублей (без учета стимулирующих выплат).

Введение ограничения по перераспределению средств между школами на основе норматива финансирования, а также введение новой системы оплаты труда стало основным фактором в работе общеобразовательных учреждений по определению политики финансового обеспечения каждой школы, формированию структуры штатного расписания, а также проведению мероприятий по обеспечению экономической целесообразности оптимизации сети общеобразовательных учреждений.