Типичные нарушения (СПО)

Типичные нарушения соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования профессиональными образовательными учреждениями Еврейской автономной области

В течение I полугодия 2014 года комитетом образования Еврейской автономной области в рамках полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, проведено 5 плановых проверок в отношении двух образовательных учреждений начального профессионального образования и одного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

В ходе проведенных проверок в деятельности профессиональных образовательных учреждений выявлено 31 нарушение, в том числе: 24 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования; 7 нарушений лицензионных требований при осуществлении проверенными профессиональными образовательными  учреждениями образовательной деятельности.

Наиболее распространенными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в деятельности проверенных профессиональных образовательных учреждений являются:

– отсутствие локальных нормативных актов по основным вопросам  организации и осуществления образовательной деятельности, регламентирующих: режим занятий обучающихся; порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (в том числе – академические права и свободы участников образовательных отношений; нормы профессиональной этики педагогических работников; порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами учреждения и работодателя; права и обязанности и ответственность работников учреждения; внутренняя система оценки качества образования; порядок участия учащихся в формировании содержания своего профессионального образования; права и законные интересы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников; основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;

– несоответствие положений уставов и локальных нормативных актов требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования;

– отсутствие разработанной и утвержденной по согласованию с учредителем программы развития;

– отсутствие в проверенных профессиональных образовательных учреждениях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

– несоответствие образовательного ценза педагогических работников или отсутствие в личных делах педагогических работников документов, подтверждающих соответствие их образовательного ценза квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

– отсутствие справок о наличии (отсутствии) судимости;

– отсутствие обязательного обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда педагогическими работниками;

– отсутствие документов, подтверждающих прохождение педагогическими работниками аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

– отсутствие отчета о самообследовании учреждения;

– несоответствие содержания официальных сайтов проверенных профессиональных образовательных организаций Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582;

– нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706;

– нарушение Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 50.

Типичными нарушениями требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к структуре и содержанию реализуемых в проверенных профессиональных образовательных организациях основных образовательных программ, условиям их реализации, оцениванию качества освоения программ, являются:

– отсутствие документов, подтверждающих осуществление профессиональными образовательными организациями ежегодного обновления образовательных программ среднего профессионального образования;

– недостаточная укомплектованность библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние пять лет;

– недостаточное количество наименований отечественных журналов, к которым профессиональная образовательная организация обязана обеспечить доступ обучающимся по каждой реализуемой образовательной программе среднего профессионального образования;

– отсутствие документов, подтверждающих утверждение коллегиальным органом профессионального образовательного учреждения общего бюджета реализации основной профессиональной образовательной программы, соответствующего объему подготовки и сложности каждой реализуемой программы, при ее введении;

– отсутствие документов, подтверждающих факт ознакомления  обучающихся с конкретными формами и процедурами текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Кроме того, в ходе проверок выявлены единичные случаи:

– отсутствия документов, подтверждающих прохождение мастерами производственного обучения и преподавателями учебных дисциплин, междисциплинарных курсов (модулей) профессионального цикла стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года;

– реализации не в полном объёме основных профессиональных  образовательных программ среднего профессионального образования;

– не пройдено первоначальное обсуждение на заседании педагогического совета с участием председателя государственной экзаменационной комиссии, требования к выпускным квалификационным работам, а так же критерии оценки знаний;

– отсутствия факта ознакомления студентов с программой государственной итоговой аттестации, требованиями к выпускным квалификационным работам, а также критериями оценки знаний не позднее шести месяцев до начала государственной итоговой аттестации;

– отсутствия отчетных документов на приобретение одежды детям – сиротам, и детей, оставшихся без попечения родителей;

– несвоевременное поступление денежных средств на личные вклады обучающихся.

По результатам плановых проверок комитетом образования направлены обязательные для исполнения предписания об устранении     выявленных нарушений в 5 учреждений (100% от числа проверенных).

Комитет образования области обращает внимание руководителей  профессиональных образовательных учреждений на необходимость исполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также на персональную ответственность должностных лиц и ответственность юридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.