Ответы на вопросы

  1. Вопрос: В адрес нашего образовательного учреждения от проверяющего органа поступило уведомление о предстоящей плановой проверке. Спустя один день такие же уведомления были получены еще от трех надзорных органов.

Вправе ли образовательное учреждение ходатайствовать о переносе сроков проверки, если в этот же период оно будет проверяться другими надзорными органами?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании утверждаемых по согласованию с органами прокуратуры ежегодных планов. Согласно части 1 статьи 13 указанного Федерального закона срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Во исполнение данного требования органы прокуратуры при согласовании плана проверок вносят предложения о проведении совместных плановых проверок.

Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность переноса сроков проверки. Согласно пункту 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489) внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом деятельности, подлежащей проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, проведение в отношении образовательного учреждения плановых проверок в один и тот же период несколькими надзорными органами является законным (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) и отмена либо отсрочка проверки на основании данного обстоятельства невозможны.

  1. Вопрос: Должен ли педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по специальности «учитель начальных классов», пройти переподготовку или повышение квалификации для работы в детском саду в качестве воспитателя?

Должность воспитателя, которая согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, относится к должностям педагогических работников. Квалификационной характеристикой по должности «воспитатель» установлены требования к уровню квалификации такого педагогического работника (не включая старшего) — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, педагогический работник, имея среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (педагогическое образование), соответствует установленным квалификационным требованиям и имеет право на занятие должности «воспитатель».

  1. Вопрос: По каким программам в настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств?

В настоящее время образовательные организации осуществляют подготовку водителей транспортных средств по образовательным программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно на основе примерных программ, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408. Образовательные программы в обязательном порядке согласовываются с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая также выдаёт заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

  1. Вопрос: В новом законе используются понятия «общеобразовательные программы», «Основные общеобразовательные программы», «Образовательные программы» — в чем отличие?

В статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даётся избыточное толкование понятий «образовательные программы» и «основные общеобразовательные программы».

В части 1 статьи 12 указано, что образовательные программы определяют содержание образования.

В части 3 статьи 12 сказано, что к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

Таким образом, понятие «образовательные программы» используется для определения всего комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, тогда как основная общеобразовательная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией и регламентирует её деятельность.

Понятие «общеобразовательные программы» законом не предусмотрено.

  1. Вопрос: Является ли среднее общее образование обязательным?

В соответствии с частью 5 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ среднее общее образование является обязательным уровнем общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

  1. Вопрос: В новом законе не закреплена возможность получении образования в форме экстерната. Почему данная форма упразднена, какая из форм образования максимально приближена к форме экстерната, за исключением семейного образования и самообразования?

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает такую форму получения образования, как экстернат. Вместе с тем статья 17 данного Федерального закона предусматривает возможность получения образования в форме семейного образования и самообразования. Экстернат в этой связи является не формой получения образования, а формой прохождения аттестации.

Согласно части 3 статьи. 34 Федерального закона № 273-ФЗ «лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно».

По сути, школа предоставляет услугу не получения образования в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, не имеющих основного общего или среднего общего образования.

  1. Вопрос: Организация профильного и дополнительного образования в образовательных организациях?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23  Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы при наличии лицензии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в частности, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

Вместе с тем получение дополнительного образования детьми не отнесено ни Конституцией Российской Федерации, ни Федеральным законом № 273-ФЗ к числу государственных гарантий в сфере образования.

 Организации профильного образования регламентируется пунктом 25 статьи 2, частью 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ, в котором речь идет о направленности (профиле) образования как об ориентации образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, которые могут определять ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Часть 4 статьи 66 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

            Кроме того, частью 5 статьи 67 предусмотрено, что организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

  1. Вопрос: Остаётся ли необходимой проведение процедуры самообследования в период подготовки к государственной аккредитации?

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» процедура самообследования при прохождении государственной аккредитации образовательной деятельности не предусмотрена. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462).

Процедура самообследования проводится ежегодно, отчет о самообследовании предоставляется учредителю и общественности, размещается на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет».

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются локальным нормативным актом образовательной организации.

  1. Согласно новому закону, необходимо ли получать лицензию в случае проведения лекций или другой подобной деятельности, если она носит непостоянный, разовый характер?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не каждая деятельность, имеющая обучающую направленность, признается образовательной. В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. В случае, если в процессе разовых лекций и подобной им деятельности образовательные программы не реализуются — такая деятельность не подлежит лицензированию.
Данный вывод обосновывается также нормами Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966. Указанным Положением определен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, в который не включается деятельность разового характера. Таким образом, принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» никак не изменило предусмотренный ранее действовавшим законодательством порядок проведения разовых лекций и тому подобной деятельности без прохождения процедуры лицензирования.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом. В части 4 статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что лицензия действует бессрочно. Специальное повторение данной общей правовой нормы в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не требуется. Схема конструирования нормативных актов предполагает, что общее правовое регулирование процесса лицензирования определяется в законе о лицензировании, в свою очередь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит лишь специальные правовые нормы, характерные для лицензирования в области образования.

  1. Имеет ли право коммерческая организация (Автошкола ООО) осуществлять деятельность по подготовке и переподготовке мастеров производственного обучения вождению?

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» коммерческие организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.
Поскольку программа подготовки мастеров производственного обучения вождению в объеме не менее 16 часов может быть отнесена к дополнительной образовательной программе, а именно к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, коммерческая организация вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации указанной программы при наличии дополнительного профессионального образования как подвида дополнительного образования в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

  1. Может ли общество с ограниченной ответственностью заниматься образовательной деятельностью по программам повышения квалификации рабочих, инженерно-технических работников или этим может заниматься только некоммерческая организация?

Коммерческие организации, в том числе общество с ограниченной ответственностью, могут осуществлять наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности на основании лицензии.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) коммерческие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.
На основании статьи 12 Федерального закона:

  • к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • к дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

  1. Какой орган осуществляет лицензирование филиала образовательной организации, расположенного и осуществляющего деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована «головная» организация?

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ особенности лицензирования образовательной деятельности могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности.

В этой связи, лицензирование образовательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 99-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

Если нормы Федерального закона № 273-ФЗ в части лицензирования образовательной деятельности вступают в противоречие с нормами Федерального закона № 99-ФЗ, то применяются нормы Федерального закона № 273-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Возможность выступать в качестве соискателя лицензии филиалам законодательством Российской Федерации в сфере образования не предусмотрена.

В соответствии с законодательством в сфере образования и на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 55) образовательным учреждением для осуществления образовательной деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации создается филиал. Согласно частям 2-3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Следовательно, филиал является неотъемлемой частью юридического лица. При ликвидации юридического лица ликвидируется и филиал.

Кроме того, исходя из норм части 4 статьи 91 Федерального закона № 273- ФЗ, лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Форма лицензии, форма приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320, не предусматривают возможности предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности филиалу.

Учитывая изложенное, лицензирование филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность, производится тем же лицензирующим органом, к компетенции которого относится лицензирование самого юридического лица.

  1. Необходимо ли при лицензировании образовательной деятельности требовать от всех организаций (включая автошколы, учреждения дополнительного образования детей, учебные центры и т.п.) соблюдения всех положений статьи 37 и статьи 41 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) (питание, охрана здоровья)?

Согласно статье 37 и статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания и охрана здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Охрана здоровья предусматривает:

  • организацию питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее — Положение о лицензировании) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиату, являются наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся. Согласно пункту 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии ее соискатель (лицензиат) представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а образовательная организация представляет сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Как отмечалось выше, образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие обучение, могут предоставить информацию о наличии условий для охраны здоровья обучающихся.

Подтверждением наличия созданных условий для охраны здоровья обучающихся могут являться как документы, подтверждающие заключение договорных отношений с медицинской организацией на оказание медико-санитарной помощи, так и документы, предоставляющие право соискателю лицензии самостоятельно осуществлять такую медицинскую деятельность.

Организация питания осуществляется, прежде всего, в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов (СанПиН). Следовательно, если в отношении некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, такие требования не установлены, эти организации должны создать условия для питания. Такими условиями могут быть: наличие места для приема пищи, кулера для воды, микроволновой печи и т.п.).

  1. Вправе ли организация дополнительного профессионального образования принимать на обучение по дополнительным профессиональным программам лиц, имеющих начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и могут обучаться по дополнительным профессиональным программам по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».