Осуществление федерального государственного контроля качества образования

Комитет образования в рамках государственного контроля (надзора) осуществляет федеральный государственный контроль качества образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 2  Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) представляется как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, которые включают в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

— условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

— результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, вышеуказанные требования являются предметом проверки качества образования.

При осуществлении федерального государственного контроля качества образования в ходе выездной проверки проводятся следующие мероприятия:

— анализ документов и материалов, характеризующих деятельность организации в части содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, установление их соответствия ФГОС, в том числе документов и материалов, размещенных образовательной организацией на официальном сайте в сети «Интернет»;

— анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

 — оценка знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах;

— наблюдение за ходом образовательного процесса.

Для объективности результатов проведения проверки по  федеральному государственному контролю качества образования привлекаются аттестованные эксперты, которые:

— изучают и проводят анализ документов и материалов, представленной образовательной организацией по основной образовательной программе                         (далее — ООП), на предмет соответствия ФГОС: учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), плана внеурочной деятельности, расписания занятий, материалов по текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

— оценивают качество, объем оценочных материалов образовательной организации для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации;

— анализируют учебные достижения учащихся, определяют качество подготовки обучающихся;

— осуществляют проверку сформированных универсальных учебных действий обучающихся с помощью стандартизированных оценочных материалов;

— анализирует условия необходимые для реализации ООП.

Перечень документов (материалов), представление которых необходимо для достижения целей и задач при проведении проверки образовательной организации при осуществлении федерального государственного контроля качества образования указываются в приказе комитета образования о проведении проверки (разработанные и утвержденные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебные планы, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы); классные журналы (бумажный и (или) электронный журнал), журналы факультативных учебных курсов, журналы внеурочной деятельности; положение (порядок) функционирования внутренней системы оценки качества образования, результаты оценки качества образования; документы по вопросам организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; расписание учебных занятий, внеурочной деятельности; протоколы заседаний педагогического совета; аналитические материалы по результатам внутренней и внешней оценки качества образования).

В период с 2018-2020 г.г. было проведено 37 проверок по федеральному государственному контролю качества образования, в том числе в 2018 – 22, в 2019 году – 13, в 2020 году – 2 проверки (в текущем году в связи с распространением GOVID и в соответствии с постановлением Правительства РФ начиная с 20 марта 2020 года в отношении 10 ОУ были отменены все плановые проверки до конца 2020 года, проверки в отношении ОУ, запланированных на 2020 год перенесены на 2021 год).

В ходе проведения проверки было выявлено, что в образовательных учреждениях имеются предусмотренные законодательством собственные инструменты контроля качества образования: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

По результатам проведенных проверок несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющих государственную аккредитацию программам федеральным государственным образовательным стандартам не выявлено.

Однако результаты проведенных проверок предыдущих лет позволяют делать выводы о типичных нарушениях, выявляемых в общеобразовательных организациях в части соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере образования:

-до сих пор отсутствует целостное понимание образовательной программы как комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона                         № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— учебным планом не определены формы проведения промежуточной аттестации учащихся (пункт 22 части 1 статьи 2, части 1 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— не определен список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— не обеспечивается реализация в полном объеме образовательной программы (пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий функционирование внутренней системы оценки качества образования (пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— календарным учебным графиком не определены сроки проведения промежуточных аттестаций (пункт 19.10.1. ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, пункт 18.3.1.1. ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

— учебный план по программе начального общего образования содержат предметную области «Филология» вместо предметных областей «Русский язык и литературное чтение» и «Иностранный язык» (пункт 19.3. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2009 № 373);

— в плане внеурочной деятельности не указаны формы организации внеурочной деятельности (пункт 18.3.1.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

— образовательной организацией предусмотрены излишние требования к содержанию рабочих программ учебных предметов (пункт 19.5. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, пункт 18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

— в тематическом планировании рабочих программ педагогических работников не предусмотрена промежуточная аттестация в соответствии с формами, установленными учебным планом на соответствующий учебный год;

— оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации не содержатся в заданиях, с помощью которых возможна оценка достижений планируемых метапредметных результатов;

— в календарно-тематическом планировании рабочих программ не указываются темы уроков повторения; не планируются уроки по отработке учебных действий (как правило изучение разделов учебного курса (предмета) завершается контрольным мероприятием); не указываются темы контрольных, самостоятельных, практических работ и иных контрольных мероприятий;

— в образовательных учреждениях допускается уменьшение количества предусмотренных рабочими программами контрольных, практических и лабораторных работ;

— имеет место быть несоответствие наименования учебных предметов, указанных в учебном плане, рабочих программах, классных журналах и расписании: русский язык – обучение грамоте, математика – алгебра, геометрия, а также несоответствие количества учебных недель в календарном графике, учебном плане и рабочих программах;

— имеются случаи нарушения инструкции по ведению классных журналов: несоответствие тем учебных занятий в календарно-тематическом планировании; исправления отметок; не заполнение графы «домашнее задание»;

Анализ текущего контроля освоения основных образовательных программ показывает отсутствие системы опроса учащихся, низкую накопляемость отметок, замену контрольных работ другими видами контроля, а при проведении промежуточной аттестации происходит замена форм ее проведения на другие, не установленные учебными планами.

При анализе основных образовательных программ необходимо отметить следующие несоответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:

— в Целевом разделе основной образовательной программы (далее — ООП) отсутствуют планируемые результаты по отдельным учебным предметам;

— в содержательном разделе ООП отсутствуют рабочие программы внеурочной деятельности;

— в пояснительной записке Целевого раздела ООП отсутствуют общие подходы к организации внеурочной деятельности;

— в ООП отсутствует обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;

— в Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Содержательного раздела  ООП отсутствуют рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

— в Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Содержательного раздела ООП отсутствуют критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

— в Программе коррекционной работы содержательного раздела ООП отсутствует система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающая психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий, в том числе описания специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Выявлены нарушения в части обеспечения условий реализации основных образовательных программ, в том числе кадровых, финансовых, материально-технических:

— не всегда соблюдаются требования законодательства в части обязательного повышения квалификации педагогических работников;

— нарушаются требования к обеспечению образовательного процесса соответствующими требованиям педагогическими кадрами: — учебные дисциплины «закрывают» неспециалисты (математика – без педагогического образования, технологию – учитель начальных классов, историю и обществознание – учитель технологии, ОБЖ — учителя-предметники, классные руководители).

Контроль результатов освоения основных образовательных программ показал следующее.

При осуществлении оценки соответствия качества подготовки обучающихся образовательных учреждений области требованиям федерального государственного стандарта проводился анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации выпускников, результатов независимой экспертизы учебных достижений.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации показал, что уровень освоения образовательной программы составляет 90-100%, что свидетельствует об определенной сопоставимости результатов.

В 2019 году было выявлено 6 общеобразовательных организаций,  с признаками необъективных результатов Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР). Образовательные учреждения включены в ежегодный план проверок юридических лиц на 2020-2021 годы.

По результатам анализа процедуры проведения ВПР в 2019 году были выявлены следующие проблемы, которые ведут к необъективным результатам:

— нарушение процедуры организации и проведения всероссийских проверочных работ;

— необъективная проверка работ обучающихся, несоблюдение критериев оценивания заданий ВПР (завышение результатов);

— исправление ответов обучающихся педагогическими работниками;

— наличие ошибок при оценивании работ (пропущенные ошибка, не исправленные ошибки);

— необъективная оценка качества знаний в общеобразовательной школе, недостаточное функционирование внутренней системы оценки качества образования на уровне образовательной организации;

— некорректное заполнение протоколов ВПР;

— целенаправленная подготовка в ВПР;

— некорректный подсчет баллов;

— недостаточный уровень сформированность планируемых результатов;

— кадровая проблема: недостаточная подготовка педагогов (молодых специалистов, педагогов с перерывом в работе) и др.

Актуальной задачей развития целостной системы контроля качества образования остается, ориентированной на проверку выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов с использованием единых процедур и методик на разных уровнях:

— региональном через осуществление государственной функции по государственному контролю качества образования и обеспечение процедур оценки качества образования;

— муниципальном через обеспечение услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного и среднего общего образования;

— образовательного учреждения через обеспечение эффективного функционирования внутренней системы оценки качества образования.