Обзор типичных нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, расположенных на территории Еврейской автономной области за 1 полугодие 2017 года

В соответствии с Планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2017 год, утвержденным приказом комитета образования Еврейской автономной области от 08.09.2016 № 495, в 1 полугодии 2017 года.

отделом контроля и надзора в сфере образования проведены плановые выездные проверки в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования администраций Биробиджанского, Октябрьского муниципальных районов Еврейской автономной области, а также мэрии «Города Биробиджана».

В ходе проведения проверок деятельности органов местного самоуправления выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

  1. Несоответствие Положения об отделе образования муниципальных образований действующему законодательству Российской Федерации:

не приведены в соответствие с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

отсутствует полномочие предусмотренное статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части организации мониторинга системы образования, а также ежегодного опубликования анализа состояния и перспектив развития образования в виде итоговых (годовых) отчетов в сети «Интернет»;

отсутствует полномочие по согласованию программ развития образовательных организаций в нарушение статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Несоответствие содержания муниципальных правовых актов законодательству Российской Федерации:

2.1. В нарушение части 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в локальном нормативном акте, регламентирующем организацию питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях не определена норма об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.

2.2. Не приведен в соответствие с частью 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальный нормативный акт, регламентирующий организацию учета несовершеннолетних в части организации обязательного учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

2.3. Не приведен в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальный нормативный акт, регламентирующий организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в части определения нормы, установленной пунктом 10 статьи 58 Федерального закона 273-ФЗ «…обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации».

2.4. Не приведен в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и законодательством в сфере образования порядок организации получения обучающимися общего образования в форме семейного образования в части процедуры предоставления общего образования в форме семейного образования, организации промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности.

2.5. В содержании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» не учтены нормы федерального законодательства на право отдельных категорий граждан на внеочередное, первоочередное предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения;

в нарушение части 2 статьи 11 закона Еврейской автономной области «Об образовании в Еврейской автономной области», принятого Законодательным собранием области 06.03.2014 года, отсутствует норма, определяющая право педагогических работников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на внеочередное устройство своих детей в дошкольные образовательные учреждения;

2.6. В содержании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» в нормативно-правовой основе отсутствует приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 № 152 «Порядок и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по  образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»;

в нарушение части 1 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регламентирована норма, определяющая получение начального общего образования в образовательных учреждениях (по достижению детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет);

в нарушение части 2 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, пункта 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, не регламентирована норма о том, что учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

в нарушение пункта 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, пункта 2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, не определен возраст детей для получения дошкольного образования (с 2-х месяцев);

в нарушение пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, не определена форма заявления для приема в дошкольное образовательное учреждение;

в нарушение пункта 14 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, не определена обязанность дошкольного образовательного учреждения по введению журнала приема заявлений и выдаче расписки родителям (законным представителям) ребенка в получении документов при приеме.

  1. Уставы образовательных учреждений не соответствуют требованиям действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования:

В нарушение пункта 4 части 2 статьи 25, части 5 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставах учреждений не определены сроки полномочий органов управления образовательной организацией;

В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставах образовательных учреждений не определен порядок принятия локальных актов.

В нарушение пункта 9 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставах образовательных учреждений не определен порядок участия педагогических работников в управлении образовательным учреждением.

  1. Неисполнение отдельных полномочий, отнесенных к компетенции органа управления образованием:

4.1. В нарушение части 11 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» решение о реорганизации муниципального образовательного учреждения принимается при отсутствии заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

В нарушение части 14 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося областной собственностью или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации областных государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, и подготовки указанной комиссией заключений, утвержденных постановлением правительства Еврейской автономной области от 06.07.2015 №310-пп, не создана комиссия по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

4.2. В нарушение Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № 1252:

при проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, организатором которого является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, в локальных нормативных актах организатора олимпиады:

  • не указаны места проведения школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету;
  • не сформированы и не утверждены: оргкомитет школьного этапа олимпиады, жюри школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету;
  • требования к организации и проведению школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, определяющие принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников олимпиады, показ олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников олимпиады; квоты победителей и призеров школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.

При проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников организатором, которого является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования:

  • не утвержден состав оргкомитет муниципального этапа олимпиады;
  • не утвержден состав жюри муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету;
  • не установлено количество баллов по каждому общеобразовательному предмету и классу, необходимое для участия на муниципальном этапе олимпиады;
  • не утверждены разработанные региональными предметно-методическими комиссиями олимпиады требования к организации и проведению муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, которые определяют принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников олимпиады, показ олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников олимпиады;
  • не определены квоты победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.
  1. Нарушения при организации работы психолого-медико педагогической комиссии:

В нарушение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в положениях о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии не закреплена норма, регулирующая выдачу копии заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей под роспись или направления по почте с уведомлением о вручении; не закреплено требование об информировании родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

  1. Не соблюдаются требования к ведению личных дел руководителей образовательных учреждений.

В личных делах руководителей образовательных учреждений отсутствуют копии документов, подтверждающих получение дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики; отсутствуют справки об отсутствии (наличии) судимости.

В нарушение Требований к квалификации должности руководителей (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», назначены на должность руководителя образовательного учреждения при отсутствии дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.

По результатам проверок отделов образования администраций Биробиджанского, Октябрьского муниципальных районов Еврейской автономной области, отдела образования мэрии «Города Биробиджана» направлены предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации  с указанием срока исполнения.