О результатах государственного контроля (надзора) в области образования в первом полугодии 2013 года

Комитетом образования Еврейской автономной области (далее – комитет образования) в рамках исполнения полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в первом полугодии 2013 г. проведены проверки 45 юридических лиц, расположенных в Биробиджанском, Облученском, Ленинском, Смидовичском муниципальных районах, г. Биробиджане.

В отношении 7 (15,6 % от числа проверенных) юридических лиц проводились проверки по вопросам федерального государственного надзора в области образования;

в отношении 4 (8,9 % от числа проверенных) – по вопросам федерального государственного контроля качества образования;
в отношении 32 (71,1 % от числа проверенных) – по соблюдению лицензионных требований и условий;

1 (2,2 % от числа проверенных) – по вопросам федерального государственного надзора в области образования и соблюдению лицензионных требований и условий); 1 (2,2 % от числа проверенных) – по вопросам по вопросам федерального государственного контроля качества образования и соблюдению лицензионных требований и условий.

Из общего количества проверок, проведенных в  первом полугодии 2013 года: 42 плановых и 3 внеплановых; 43 выездных и 2 документарных.

Проверки проведены в отношении:

— 19 дошкольных образовательных учреждений в 4 муниципальных образованиях области (11 – г. Биробиджан, 3 – Ленинский, 3 – Облученский, 2 – Смидовичский муниципальные районы);

— 13 общеобразовательных учреждений в 4 муниципальных образованиях области (2 – г. Биробиджан, 2 – Биробиджанский, 6 – Ленинский, 3 – Облученский муниципальные районы);

— 2 учреждений дополнительного образования детей в 2 муниципальных образованиях области (1 – Ленинский, 1 – Смидовичский муниципальные районы);

— 4 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста в 2 муниципальных образованиях области  (2 – Ленинский, 2 – Смидовичский муниципальные районы);

— 1 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Облученском муниципальном районе;

— 1 учреждения начального профессионального образования в г. Биробиджане;

— 5 иных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность (4 – г. Биробиджан, 1 – в Облученском муниципальном районе).

За аналогичный период 2012 года комитетом образования проведены 44 плановые проверки: 38 выездных и 6 документарных.

По результатам плановых и внеплановых проверок направлены обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в 40 организаций (88,9 % от числа проверенных) 5-ти территорий области (в 2012 году – в 88,6 % от числа проверенных).

В течение первого полугодия 2013 года комитетом образования в рамках осуществления контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе проверок, был организован учет сведений о ходе исполнения предписаний, проведена 1 внеплановая проверка (в первом полугодии 2012 года – 0) в отношении общеобразовательного учреждения (Биробиджанский муниципальный район).

По результатам внеплановой проверки в отношении 1 должностного лица составлен протокол об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений лицензионных требований и условий, которое привлечено к административной ответственности.

Всего  в  первой половине 2013 года должностными лицами комитета образования возбуждено 12 административных дел (в аналогичном периоде 2012 года – 1), в том числе: 4 – за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный  контроль (надзор) по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ; 3 – за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ; 2 – за осуществление деятельности  с грубыми нарушениями  требований или условий специального разрешения (лицензии) по части 3 статьи 19.20  КоАП РФ; 2 – за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ; 1 – за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод по  части 2 статьи 5.57 КоАП РФ.

По состоянию на 30 июня 2013 года судами было  рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях (в первом полугодии 2012 года – 1):  вынесено 6 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности  (в первом полугодии 2012 года – 1) с применением административных наказаний в виде наложения административного штрафа – 6 (в первом полугодии 2012 года – 1). Кроме того, вынесено 1 устное замечание; прекращено 1 дело об административном правонарушении.

Характерными нарушениями обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, остаются:

— осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных  требований или условий в части: отсутствия условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников медицинским обслуживанием, осуществления образовательной деятельности педагогическими работниками, образовательный ценз которых не соответствует квалификационным характеристикам соответствующих должностей;

— осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии);

— невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный  контроль (надзор);

— отсутствие на сайтах образовательных учреждений информации, обязательной для размещения в соответствии с законодательством об образовании;

— несоответствие положений локальных актов образовательных учреждений требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

Основными причинами выявленных нарушений законодательства в области образования остаются недостаточные знания руководителями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций, отсутствие должного юридического сопровождения их деятельности и анализа нарушений обязательных требований в области образования, выявленных контрольно-надзорными органами, ослабление контроля со стороны учредителя за деятельностью подведомственных образовательных учреждений.