Федеральный государственный надзор в сфере образования осуществлялся в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, согласованным с органами прокуратуры Еврейской автономной области и утвержденным приказом комитета образования от 28.10.2013 № 459. План проведения проверок размещен на сайте комитета образования в сети Интернет.
Всего объектами государственного контроля (надзора) в сфере образования являются 188 образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории области, а также 6 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
За 11 месяцев 2014 года проведено 112 проверок, из которых: 58 – плановых выездных; 54 – внеплановых (из них 52 – по контролю исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, 2 – по проверке выявленного факта причинения вреда жизни, здоровью воспитаннику образовательного учреждения (согласована с органами прокуратуры).
Из общего количества проведенных плановых проверок 25 – по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования, 27 – по контролю лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, 6 – по контролю качества образования.
Для принятия мер по устранению выявленных в ходе проверок нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования руководителям образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, было вынесено 52 предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения.
Информация об исполнении выданных предписаний ежемесячно размещена на официальном сайте комитета образования.
В целях обеспечения объективности и прозрачности надзорно-контрольной деятельности и в соответствии с установленными требованиями к проведению мероприятий по контролю привлекались эксперты, аккредитованные комитетом образования области, в порядке, установленном Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 689. По состоянию на 01.12.2014 г. количество аккредитованных экспертов составляет 51 человек.
В 2014 году к проведению мероприятий по контролю (надзору) привлекались 9 аккредитованных экспертов.
На 01 декабря 2014 года должностными лицами комитета образования возбуждено 24 административных дела (в аналогичном периоде 2013 года – 17), в том числе:
5 – за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ;
9 – за осуществление деятельности с грубыми нарушениями требований или условий специального разрешения (лицензии) по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ;
3 – за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ;
2 – за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требованием или условий специального разрешения (лицензии) по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ;
1 – за нарушение правил оказания платных образовательных услуг по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ;
1 – за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом по части 2 статьи 19.30 КоАП РФ;
3 – за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ.
По состоянию на 25 ноября 2014 года судами было рассмотрено 19 дел об административных правонарушениях: вынесено 10 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности с применением административных наказаний в виде наложения административного штрафа (общая сумма – 119 тыс. рублей). Семи должностным лицам в связи с малозначительностью правонарушений объявлены устные замечания, прекращено 2 дела об административном правонарушении.
Характерными нарушениями обязательных требований в деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, остаются:
– осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных требований или условий в части: отсутствия условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников медицинским обслуживанием, осуществления образовательной деятельности педагогическими работниками, образовательный ценз которых не соответствует квалификационным характеристикам соответствующих должностей;
– осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии);
– невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
– отсутствие на сайтах образовательных учреждений информации, обязательной для размещения в соответствии с законодательством об образовании;
– несоответствие положений локальных актов образовательных учреждений требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.
В 2014 году систематически осуществлялась работа в информационной системе «Типовое решение для территориальных органов контроля и надзора в сфере образования» (ТРС), обеспечивающая систематизацию учёта сведений по основным процессам деятельности комитета образования по надзору и контролю в сфере образования и формирование региональной отчётности на основе первичных данных и для обеспечения информационного сопровождения исполнения переданных полномочий по контролю (надзору) в сфере образования.
В целях предупреждения нарушений законодательства в области образования, принятия своевременных управленческих решений по устранению выявленных нарушений вопросы соблюдения законодательства обсуждались на коллегии комитета образования, на совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием и учреждений, подведомственных комитету образования. В этих же целях руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием были направлены письма предупредительного характера по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, обобщенные справки с перечнем типичных нарушений. На сайте комитета образования размещались нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, регулирующих деятельность в области образования; информации о результатах проверок и типичных нарушениях, выявленных в ходе осуществления мероприятий по контролю; методические письма-рекомендации.