Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
11. Когда и как изменится система аттестации педагогических работников

В настоящее время действует Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276.

Приказом Минпросвещения России от 28.04.2020 № 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» продлено действие квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 г., до 31 декабря 2020 года.

22. Может ли учреждение самостоятельно по заявлению родителей определить количество часов в неделю (нагрузку) ребенку, находящемуся на индивидуальном обучении, если в заключении ВК количество часов не указано

При обучении детей, находящихся на длительном лечении, необходимо учитывать характер течения болезни, физическое и психологическое состояние ребенка, ограничения и возможности жизнедеятельности. Важно помнить о том, что психофизическое состояние детей в ситуации неполного излечения болезни неустойчивое и изменчивое. В связи с чем нередко возникает потребность корректировки содержания, формы и режима обучения даже при организации образовательного процесса в индивидуальной форме. Форма организации обучения обсуждается и согласуется с ребенком и его родителями (законными представителями), а также лечащим врачом.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей обучение ребенка, нуждающегося в длительном лечении, и согласовываются с лечащим врачом и родителями (законными представителями) ребенка.

Режим и продолжительность занятий определяется психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося. Следует помнить о том, что при ухудшении состояния в силу обострения заболевания обучение может быть приостановлено и произойдет перерыв. Только при стабилизации состояния ребенок продолжит обучение.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки для детей, находящихся на длительном лечении, не должен и не может превышать показателей, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26. Лишь небольшое количество детей в процессе лечения имеют стабильное самочувствие. В основном дети находятся в среднетяжелом и тяжелом физическом состоянии.

При осуществлении образовательного процесса с обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, образовательной организации следует получить от лечащего врача информацию о психофизическом состоянии ребенка и в зависимости от этого определить учебную нагрузку. Допускается сокращение объема учебной нагрузки. При улучшении состояния ребенка и возникновении возможности корректировки индивидуального учебного плана решение об этом принимается образовательной организацией совместно с лечащим врачом и родителями (законными представителями) обучающегося («Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные Минздравом России 17.10.2019, Минпросвещения России 14.10.2019)

33. Как заносить запись в аттестаты по защите проектов в 9-х классах

Зависит от того, сколько часов вы запланировали в учебном плане на индивидуальный проект.

Если 64 часа и более за два года обучения, то укажите индивидуальный проект в составе перечня учебных предметов в приложении к аттестату и выставите итоговую отметку по нему (пункт 5.3 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.02.2014 № 115).

Если меньше 64 часов, то укажите индивидуальный проект в перечне курсов и дисциплин в разделе «Дополнительные сведения» приложения к аттестату. В этом случае отметку выставлять не нужно (пункт 5.2 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.02.2014 № 115).

44. Что делать, если в учреждении нет необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, а родитель желает, чтобы ребенок с ОВЗ обучался в обычной школе по месту жительства, а не в специальной школе  как рекомендовано ПМПК.

 

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1.ч.5 ст.5 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.   Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию – совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья (п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Закона № 273-ФЗ).

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч. 2, 10 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).

По общему правилу форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).

Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Одновременно предоставленное родителями (законными представителями) детей такое заключение является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия (Письмо Минобрнауки России от 21.06.2018 № ТС-1529/07)

 

55. Нужно ли обучающимся с интеллектуальными нарушениями, принятыми в школу до введения ФГОС ОВЗ и ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями проходить ПМПК для выдачи нового заключения с новой формулировкой образовательной программы в соответствии с ФГОС? Или ребенок доучивается по «старой» ПМПК?

 

ОТВЕТ:

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года, для обучения по АОП осуществляется по ним до завершения обучения  

приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

п. 2 «Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;

обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения»

приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

п. 2 «Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года;

обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения»

66. Вопрос:

В состав временной муниципальной ПМПК не входит врач офтальмолог, невролог. Данных специалистов нет в районе. Является ли это нарушением?

ОТВЕТ:

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Пункт 3

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Пункт 4

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

 

77. Вопрос:

Обязано ли образовательное учреждение обеспечивать ребенку с ОВЗ учителя логопеда и педагога-психолога по рекомендациям ПМПК, если таких специалистов в школе нет?

ОТВЕТ:

 

В Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Представленное родителями/законными представителями обучающегося заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Образовательная организация должна найти пути решения возникающих у нее, в связи с этим трудностей, в том числе, и найти нужных специалистов. Это возможно сделать путем сетевой реализации образовательных программ.

 

88. Вопрос:

В одном из вариантов учебного плана нет изучение родного языка и изучение второго иностранного языка. Если школа выбирает данный вариант, это только для учащихся, которые идут в пятый класс?

ОТВЕТ:

 

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

В настоящее время второй иностранный язык не входит в список обязательных предметов для изучения. Школа может ввести второй иностранный язык по выбору учеников, если в ней есть необходимые условия.

Для учебного предмета «Второй иностранный язык» есть предметные результаты освоения. Требования прописаны для английского, немецкого, французского и испанского языков. Они ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Также предметные результаты должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне.

Согласно требованиям пункта 18.3.1 ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017)) учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального (ых) проекта (ов).

99. Вопрос:

По федеральному законодательству образовательное учреждение обязано обеспечивать детей с ОВЗ двухразовым питанием. Имеются случаи, когда родители (законные представители) ребенка отказываются от предоставляемого питания для своего ребенка с ОВЗ и компенсации за такое питание. Если школа не питает ребенка с ОВЗ по заявлению родителей, является ли это нарушением?

Что делать в случае отказа родителей (законных представителей) от питания, как это сделать, не нарушая законодательства?

ОТВЕТ:

 

Права и гарантии обучающихся с ОВЗ нормативно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 7 ст. 79 указано, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Поскольку вопрос касается бесплатного двухразового питания для категории «иных обучающихся», то по этому вопросу можно пояснить следующее:

ч. 1, 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.

110. Вопрос:

Может ли дошкольное учреждение сменить основную образовательную программу, по которой работает много лет? Что для этого нужно?

ОТВЕТ:

 

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Соответственно, образовательная организация реализует собственную программу в соответствии с ФГОС и примерной программой. При разработке основной образовательной программы детского сада, дошкольная организация может использовать различные методические материалы, такие как указанные примерные программы, разработанные авторскими группами. Однако, это не означает что образовательная организация реализует их – реализуется собственная программа, основная программа дошкольного образования.

Законодательство об образовании устанавливает, что основная образовательная программа детского сада разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно. Каким образом это оформляется – образовательная организация определяет самостоятельно.

В том же порядке внесите изменения в образовательную программу. Как правило, изменения вносятся на основании распорядительного акта, а текст образовательной программы обновляется.

 

111. Вопрос:

Что делать в случае несогласия с результатами проверки?

ОТВЕТ:

 

В соответствии с пунктом 115 главы 5 приказа от 30.06.2020 № 710 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении административного регламента осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования» лица, в отношении которых осуществлен государственный надзор, а также лица, направившие в уполномоченный орган жалобы по фактам нарушения обязательных требований, имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц уполномоченного органа в досудебном (внесудебном) порядке.

112. Вопрос:

Можно ли признать результаты проверки недействительными?

ОТВЕТ:

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Глава 3. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав

Статья 21 Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

4) обжалование действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23 Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

113. Вопрос

Общеобразовательная организация реализует общеобразовательные программы в «очной» форме. Каким образом, на основании запросов родителей, организовать обучение в очно-заочной и заочной форме? Какие для этого необходимо предпринять «шаги»? В какие локальные акты внести изменения?

ОТВЕТ:

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Образовательная организация самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах, определяемых локальными актами общеобразовательной организации (п. 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Очная форма – форма обучения, предполагающая непрерывное в течение учебного года очной подготовки обучающихся в соответствии с календарным учебным графиком очного обучения, включая очное посещение учебных занятий в соответствии с утвержденным учебным планом.

Очно-заочная форма – форма обучения, предполагающая непрерывное в течение учебного года сочетание очной и самостоятельной подготовки обучающихся в соответствии с календарным учебным графиком очно-заочного обучения, включая очное посещение учебных занятий в соответствии с утвержденным учебным планом.

Заочная форма – форма обучения, предполагающая поэтапное в течение учебного года сочетание самостоятельной подготовки и очного прохождение промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком.

Согласно части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

Прием на обучение по очно-заочной, заочной формам осуществляется в соответствии с порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы в указанной форме, включаются в контингент обучающихся образовательной организации. 

Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:

учебный план очно-заочного (заочного) обучения;

журналы успеваемости;

календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;

расписание учебных занятий.

Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.

Образовательная организация может указать процессуальные особенности обучения в рамках очно-заочной формы в соответствующем локальном акте. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, начала учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения также может переноситься варьироваться. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно.

Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы.

Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.

 

 

114. Вопрос

Как будут проводиться проверки образовательных организаций в случае продления в 2021 году ограничений в связи угрозой распространения новой коронавирусной инфекции?

ОТВЕТ:

Никто не знает точно, на какой срок затянется ситуация с коронавирусом, в текущей ситуации, изменения регулирования производятся очень стремительно. Невозможно предсказать дальнейший сценарий развития событий и меры, принимаемые в связи с распространением вируса.

 

115. Вопрос

Может ли орган по контролю и надзору в сфере образования выйти с внеплановой проверкой в образовательную организацию на основании жалобы гражданина о нарушении его прав, как потребителя образовательных услуг?

ОТВЕТ:

 

Перечень оснований для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования установлен статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 93 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В отношении нарушения прав потребителей нормативными правовыми актами предусмотрено проведение внеплановой проверки в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Федеральный закон № 294-ФЗ не ограничивает круг органов государственного контроля (надзора), которые вправе проводить внеплановую по данному основанию, поэтому  это основание является общим для  всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета проверки.

Вместе с тем, как косвенно следует из письма Минэкономразвития России от 29.03.2010 № Д05-783, в силу частей 1 и 2 ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей», от 30.06.2004 № 322 «Об  утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека» иные органы государственной власти, за исключением Роспотребнадзора, не в праве проводить внеплановые выездные проверки по подпункту «В» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ, т.е. по обращениям граждан, заявивших о нарушении прав потребителей.

Противоположную позицию занимает Рособрнадзор России в письме от 31.10.2011 № 05-3992 «Информация по основаниям для проведения внеплановой  проверки юридического лица»  о том, что «в случае получения обращения потребителей государственных (муниципальных) услуг о нарушении их прав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования, вправе провести внеплановую проверку по основанию, предусмотренному подпунктом «В» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования, имеют правовые основания для проведения внеплановой проверки образовательного учреждения, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании обращения граждан о нарушении их прав как потребителей платных образовательных услуг.

В случае получения обращения потребителей государственных (муниципальных) услуг о нарушении их прав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области образования, вправе провести внеплановую проверку по основанию, предусмотренному подпунктом “в” пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

116. Вопрос

Разъясните порядок прохождения государственной аккредитации в электронном виде?

ОТВЕТ:

Приказ Рособрнадзора от 17.03.2020 № 310 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности»

Порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, административных процедур (действий) в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона № 210-ФЗ

п.101. Формирование запроса о предоставлении государственной услуги (далее – запрос) осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на Едином портале, на официальном сайте уполномоченного органа без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.

На Едином портале, на официальном сайте уполномоченного органа размещаются образцы заполнения электронной формы запроса.

Если на Едином портале заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса на Едином портале обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на официальном сайте уполномоченного органа.

Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется уполномоченным органом после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.

п.102. При формировании запроса на предоставление государственной услуги заявителю обеспечиваются:

1) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

2) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;

3) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию заявителя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;

4) заполнение полей электронной формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе “Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме” (далее – единая система идентификации и аутентификации), и сведений, опубликованных на Едином портале, официальном сайте уполномоченного органа в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации;

5) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;

6) возможность доступа заявителя на Едином портале, официальном сайте уполномоченного органа к ранее поданным запросам в течение одного года, а также к частично сформированным заявлениям – в течение 3 месяцев.

Сформированный запрос в электронной форме с приложением необходимых документов направляется в уполномоченный орган посредством Единого портала, официального сайта уполномоченного органа.

п.103. Заявитель имеет возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги.

Информация о ходе предоставления государственной услуги направляется заявителю уполномоченным органом на адрес электронной почты или с использованием средств Единого портала, официального сайта уполномоченного органа по выбору заявителя.

п.104. При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю направляется:

1) уведомление о приеме и регистрации запроса;

2) уведомление о начале процедуры предоставления государственной услуги;

3) уведомление об окончании предоставления государственной услуги;

4) уведомление о возможности получить результат предоставления государственной услуги;

5) уведомление о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.

п.105. Заявитель вправе получить результат предоставления государственной услуги в форме электронного документа или на бумажном носителе.

 

117. Вопрос

Какие нормативные правовые документы регулируют проведение оценки качества образования в общеобразовательном учреждении?

ОТВЕТ:

 

Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ) однозначно относит к компетенции образовательной организации требования по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Также обращаем внимание, что в Порядке проведения самообследования образовательной организацией, утвержденном приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462, предписано включать в отчет о самообследовании данные по результатам оценки качества функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.

Соответственно, каждый руководитель образовательной организации должен руководствоваться вышеуказанными нормами законодательства об образовании.

Законодательством об образовании определена самостоятельность образовательных организаций в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с требованиями законодательства и уставом образовательной организации (часть 1 статьи 28 273-ФЗ).

Также статьей 30 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном ее уставом.

Соответственно, учитывая, какие вопросы, связаные с функционированием внутренней системы оценки качества образования, урегулированы нормами законодательства об образовании, а также с целью обеспечения качества управления данным процессом рекомендуем разработать локальный нормативный акт, регламентирующий обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

 

118.

 

Вопрос

Нормативно закреплена возможность сочетания форм получения образования вне образовательной организации (семейное образование) и получения образования в образовательной организации. Обучение вне образовательной организации подразумевает исключение обучающегося из ОО (с последующим зачислением в качестве экстерна для прохождения промежуточной и итоговой аттестации). Разъясните порядок сочетания указанных форм получения образования?

ОТВЕТ:

В соответствии с действующим законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Подобное объяснимо тем, что вышеуказанным Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Что касается организации сочетания семейного образования и получения образования в образовательной организации, то в настоящее время подобное сочетание устанавливается образовательной организацией по собственному усмотрению в рамках действующего законодательства. В частности, возможно составить индивидуальный учебный план: в таком случае часть предметов изучается в форме семейного образования, а оставшаяся часть – в образовательной организации. В законе под индивидуальным учебным планом понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Более того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Представляется, что локальными нормативными актами образовательной организации должны определяться условия освоения обучающимся образовательной программы (ее части, отдельных предметов) на основе индивидуального учебного плана, формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося. Обучение по индивидуальному учебному плану, в отличие от получения образования в форме семейного образования, может осуществляться в очной форме и не предусматривает отчисления обучающегося из образовательной организации.

Что касается обстоятельств конкретной ситуации, то, к сожалению, подобный вариант сочетания форм получения образования (ходить в те дни, когда дети не болеют) затрудняет составление индивидуального учебного плана, так как непонятно, какие именно предметы пропустят дети во время очередной болезни. Представляется соответствующим законодательству и нормативным актам совмещение форм образования, при которой дети посещают школу не в определенные дни, а посещают определенные предметы, в то время как по остальным предметам дети получают образование в форме семейного.

В случае, если подобное сочетание форм образования реализовать будет невозможно, то возможно предложить следующие варианты: полностью перейти на получение образования вне образовательной организации, либо организовать обучение на дому (при наличии заключения медицинской организации и письменного обращения родителей).

Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с ч. 3 ст.34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. По сути, образовательная организация предоставляет услугу не реализации образовательной программы в форме экстерната, а возможности прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье.

Кроме того, необходимо обратить Ваше внимание, что ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08«Об организации получения образования в семейной форме»). Кроме того, зачисление в общеобразовательную организацию возможно в случае не ликвидации академической задолженности обучающимся, так как в соответствии с ч. 10 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Кроме того, при некоторых условиях возможен второй вариант: обучение на дому. Учитывая слабое здоровье детей, вероятно, они могут нуждаться в длительном лечении. В соответствии ч. 5 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

 

119. Вопрос

Все чаще родители (законные представители несовершеннолетних) обращаются с просьбой о переводе ребенка на дистанционное обучение, если переводим ребенка на дистанционное обучение, как будет регламентирована оплата учителям?

ОТВЕТ:

 

Законопроект о внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ находится на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

 

120. Вопрос

Что входит в подвиды дополнительного образования? Подлежит или нет лицензированию кружковая деятельность в школе (если по окончанию того или иного кружка не выдается документ о прохождении аттестации, присвоении квалификации и т.п.)?

ОТВЕТ:

 

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 

 

221. Вопрос

Организация образовательного процесса по индивидуальным учебным планам в образовательных учреждениях, ведение документации.

ОТВЕТ:

 

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании заявления родителей (законных представителей), по решению педагогического совета школы может быть организовано обучение школьников по индивидуальным учебным планам.

Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и академического права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном настоящим локальным актом.

Главной задачей обучения по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

Выбор предметов учебного плана осуществляется решением педагогического совета с учетом мнения родителей (законных представителей).

Для получения образования по индивидуальным учебным планам, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, действует единый государственный стандарт.

Основанием для обучения по индивидуальному учебному плану является:

заявление родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано, как правило, для учащихся:

а) обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;

б) с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье, личными причинами обучающегося;

в) победителей и призеров муниципального, регионального, федерального этапов Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в региональном и заключительном этапах интеллектуальных мероприятий;

г) обучающихся, имеющих инвалидность или находящихся на длительном лечении по причине травмы или заболевания и не имеющих возможности обучаться по обычной классно-урочной системе;

д) обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых обстоятельств жизни в семье.

ИУП может быть разработан на период изучения темы, учебную четверть, полугодие, учебный год и включает:

отрезок времени, покрываемый ИУП;

общий срок выполнения, который может совпадать с выбранным отрезком обучения, но может и отличаться от него, если ИУП предполагает ускоренный или замедленный темп обучения;

временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Педагогический совет определяет предметы учебного плана (не менее количества предметов, предусмотренных для изучения по нормативам обучения, по медицинским показаниям для данной ступени образования) и количество часов на их изучение, сроки промежуточной аттестации.

Директором Школы издается приказ, в котором указывается учебный план, привлекаемые к обучению педагоги, размер оплаты их труда и источник финансирования. Копия приказа хранится в личном деле обучающегося.

Заместитель директора по УВР составляет расписание занятий обучающегося. Занятия проходят индивидуально в Школе.

Обучающийся по индивидуальным учебным планам, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в очной форме в Школе или в любом общеобразовательном учреждении.

Для объективной оценки знаний обучающихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится промежуточная аттестация:

по итогам учебной четверти – во 2-9 классах;

по итогам полугодия – в 10-11 классах;

по итогам учебного года – на основании четвертных (полугодовых) отметок обучающихся во 2-11 классах.

Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану школа должна иметь следующие документы:

а) письменное заявление родителей на обучение детей по индивидуальному учебному плану;

б) приказ по ОУ;

в) расписание занятий, консультаций, зачетов письменно согласованное с родителями и утвержденное директором;

г) журнал учета проводимых занятий, зачетов

222. Вопрос

Существует ли верхний предел педагогической нагрузки для педагогов, директора школы и его заместителей?

ОТВЕТ:

 

Приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

 

Совмещение регулируется нормами статьи 60.2 Трудового кодекса РФ и в отличие от совместительства не имеет каких-либо существенных ограничений. Трудовое законодательство не устанавливает запрет на выполнение директором школы (или его заместителем) дополнительной педагогической работы. При этом необходимо учитывать следующее.

1. Совмещение — это дополнительная работа, которая выполняется в рамках основной работы, т. е. «в ущерб» главной трудовой функции. Поэтому предельные значения работы по совмещению устанавливаются исходя из здравого смысла и принципов эффективности, целесообразности, результативности.

2. Совмещение влечёт изменение условий трудового договора, т.е. оно возможно только по соглашению сторон трудового договора: работника и работодателя. Таким образом, работник (в том числе заместитель директора школы) не вправе в одностороннем порядке требовать предоставления ему дополнительной работы — директор школы может отказать, учитывая интересы школы.

3. Нормативные акты не устанавливают ограничения по объёму педагогической работы, которая может быть поручена в порядке совмещения. Поскольку руководящие работники выполняют обязанности по должности учителя, то установленная для учителей норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы распространяется и на руководящих работников. Следовательно, учебная нагрузка руководящих работников школы при выполнении дополнительной работы по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю.

Косвенное ограничение максимальной нагрузки при совмещении имеется в постановлении Минтруда России от 30.06.2003 № 41 (далее — Постановление № 41). Этот документ не использует понятие «совмещение»; но указывает, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме более 300 часов в год является совместительством, т.е. в этом случае требуется заключить отдельный трудовой договор. Отсюда можно сделать вывод: нагрузка до 300 часов — это совмещение.

4. Пункты 1–3 относятся к директору школы с учётом того, что фактический работодатель для руководителя образовательного учреждения — это руководитель учредителя (начальник департамента образования, районного отдела образования и т.°п.).

Кроме того, существует совместное письмо Минобрнауки РФ № АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (далее по тексту — письмо № 96). Пусть вас не смущает указанный год (2005): этот документ не отменён и до сих пор применяется судами при рассмотрении трудовых споров.

В соответствии с приложением к письму N 96 «предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих её помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением» (абзац шестой пункта 2.7).

ВЫВОДЫ:

директор школы и его заместители имеют право на дополнительную работу в рамках основной работы;

условия выполнения дополнительной работы (совмещения) устанавливаются дополнительным соглашением к трудовому договору;

 учебная нагрузка по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю; нагрузка на условиях почасовой оплаты в рамках основной работы не может превышать 300 часов в год;

директор школы вправе отказать своим заместителям в предоставлении учебной нагрузки;

руководитель органа управления образованием вправе отказать директору школу в предоставлении учебной нагрузки.

 

223. Вопрос

Имеет ли право школа ограничить набор детей в 1 класс из-за отсутствия помещения для обучения? (вместо двух классов – один)

ОТВЕТ:

 

Конкретных требований к количеству детей в классе нет. Их размещение зависит от комфортных условий, которые установлены нормами СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.

Число учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на 1 обучающегося, требований к расстановке мебели в учебных помещениях, к естественному и искусственному освещению. При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

 – между рядами 2-местных столов – не менее 60;

 – между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;

 – между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, – не менее 50;

 – от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, – 100;

– от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

 – от 1-й парты до учебной доски – не менее 240;

 – от последнего места обучающегося до учебной доски – 860 (наибольшая удаленность);

– от нижнего края учебной доски над полом – 70–90 (высота);

 – от классной доски до 1-го ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при 4-рядной расстановке мебели – не менее 300.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6 м.

Угол видимости доски от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35° для обучающихся основного общего – среднего общего образования и не менее 45° для обучающихся начального общего образования.

Также устанавливаются нормы площади учебных кабинетов (без учета мебели):

 – не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

– не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Предъявляются требования и к уровню освещения. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать таким нормам в ЛК:

– на рабочих столах – 300–500;

– в кабинетах технического черчения и рисования – 500;

– в кабинетах информатики на столах – 300–500;

– на классной доске – 300–500;

– в актовых и спортивных залах (на полу) – 200;

– в рекреациях (на полу) – 150.