Информация о соблюдении обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования в 2020 году

Проведение плановых мероприятий в 2020 году осуществлялось в соответствии с ежегодным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом комитета образования области от 30.10.2019 № 484, согласованным с прокуратурой области. План проведения проверок размещается на официальном сайте комитета образования в сети «Интернет» в разделе «Государственный контроль (надзор) в сфере образования».

В 2020 году в отношении образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, проведено:

11 (65%) – плановых выездных проверок в части федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью (в соответствии с постановлением Правительства РФ начиная с 20 марта 2020 года отменены все плановые проверки до конца 2020 года, запланированные проверки в 2020 году перенесены на 2021 год);

2 – внеплановые проверки по исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Комитет образования области при проведении проверок руководствуется перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения, которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования, соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, который опубликован на официальном сайте комитета образования в сети «Интернет» в разделе «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» (приказ комитета образования Еврейской автономной области от 18.01.2019 № 30).

В ходе проведения проверки были изучены: документы по разработке и реализации образовательных программ, локальные нормативные акты, учебно-программная документация, информационно-аналитические материалы, планы работы образовательных организаций, официальные сайты в сети «Интернет», проведена оценка состояния учебно-материальной базы учреждений.

Проведенные в ходе проверок контрольно-надзорные мероприятия в отношении образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, позволяют сделать вывод о том, что в целом учреждения осуществляют образовательную деятельность в соответствии                                  с Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.

Анализ работы образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, показал, что деятельность учреждений осуществляется в соответствии с Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, локальными нормативными актами, регламентирующими различные направления уставной деятельности, образовательными программами, имеется и др. документами образовательной организации, обеспечена информационная открытость образовательных организаций.

Однако в ходе проверки были выявлены ряд нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования:

1) Нарушение обязательных требований к разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих образовательные отношения:

– отсутствие ряда локальных нормативных актов (правила внутреннего распорядка обучающихся; режим занятий обучающихся; порядок и основания перевода, отчисления обучающихся; виды и условия поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, творческой деятельности);

– нарушение порядка принятия локальных нормативных актов (локальные нормативные акты не рассмотрены соответствующими коллегиальными органами, не утверждены приказом руководителя, при необходимости не согласованы с советом родителей;

– не учитывается мнение совета родителей при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации (положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, положение о правах и обязанностях участников педагогического процесса, правила внутреннего распорядка воспитанников);

– превышение полномочий образовательной организации в части разработки и принятия отдельных локальных нормативных актов  (положение об аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, положение о расследовании и учете несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в учреждении);

– некорректное наименование локального нормативного акта («положение о правилах приема», «положение о порядке перевода, отчисления обучающихся», «порядок о правилах приема» и т.д.);

– несоответствие содержания локальных нормативных актов образовательной организации обязательным требованиям законодательства РФ в сфере образования (не закреплены действующие нормы; неправомерно определены основания; имеются ссылки на документы, утратившие законную силу; не указана нормативно-правовая основа локального акта).  

Наибольшее количество несоответствий выявлено в содержании локальных нормативных актах, регламентирующих прием, отчисление и перевод обучающихся в образовательные учреждения:

– в заявлении родителя (законного представителя) ребенка о приеме в образовательное учреждение не указаны, какие должны быть сведения (ФИО ребенка; дата и место рождения ребенка; ФИО родителей (законных представителей) ребенка; адрес моста жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка; выбор языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

– не закреплена норма, регламентирующая размещение реквизитов распорядительного акта, наименование возрастной группы, число детей, зачисленных в указанную возрастную группу на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;

– не закреплена норма, регламентирующая прием детей с ограниченными возможностями здоровья;

– неверно определен порядок отчисления ребенка из учреждения.

Хотелось бы отметить следующее, несмотря на имеющиеся нарушения в содержании локальных нормативных актов, регламентирующих правила приема, административных правонарушений в части порядка приема обучающихся в образовательную организацию не выявлены.

2) Нарушение обязательных требований порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования:

– в расписке в получении документов не содержится информация о регистрационном номере заявления о приеме в образовательное учреждение, расписка не заверена печатью образовательного учреждения;

– на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет не размещены реквизиты распорядительного акта, наименование возрастной группы, число детей, зачисленных в указанную возрастную группу;

– в журнале приема заявлений о приеме в образовательную организацию не зарегистрированы заявления о приеме и прилагаемые документы к заявлению о приеме.

3) Нарушение обязательных требований Порядка проведения самообследования образовательной организацией:

– отчет о результатах самообследования рассмотрен органом управления организации, к компетенции которого не относится решение данного вопроса;

– образовательной организацией не определены сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения;

– в отчете о результатах самообследования не проведена оценка качества библиотечно-информационного обеспечения, функционирования внутренней системы оценки качества образования;

– образовательной организацией неверно определены сроки проведения самообследования – 2018/2019 учебный год (отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год).

4) Нарушения обязательных требований Порядка проведения аттестации педагогических работников:

– результаты аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности оформлены аттестационным листом (результаты аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности заносятся в протокол);

– не зафиксирован факт ознакомления педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации; графиком проведения аттестации;

– в личных делах педагогических работников отсутствует выписка из протокола.

– зафиксированы факты не своевременного проведения аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

5) Нарушение обязательных требований законодательства РФ в сфере образования в части создания условий и организации дополнительного профессионального образования педагогических работников:

– не реализовано право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (воспитатель) не реже чем один раз в три года.

6) Нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере образования в части размещения информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»:

– размещенная информация находится не в указанном разделе;

– не размещена информация о предписаниях органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний;

– не размещена информация о  нормативных сроках обучения, об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии); о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса; о языках, на которых осуществляется образование (обучение);

– не содержится информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, занимаемую должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности;

– не размещена информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На официальных сайтах образовательных учреждений не всегда обновляется своевременно сведения (не позднее 10 рабочих дней после их изменения).

7) Нарушения обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

в основной образовательной программе дошкольного образования образовательной организации:

– не с корректирован подраздел программы, содержащий                   коррекционно – развивающую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья

– в организационном разделе отсутствуют структурные элементы программы: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка; кадровые условия реализации программы; финансовые условия реализации программы; перечень литературных источников;

– в содержательном разделе отсутствуют структурные элементы программы: взаимодействие взрослых с детьми; взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников;

– структурные элементы программы находятся не в соответствующем разделе («развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе» находится в содержательном разделе программы (данный элемент программы должен находится в целевом разделе программы);

Расписание непосредственной образовательной деятельности на 2019/2020 учебный год не учитывает оптимальный объем образовательной нагрузки в соответствии с возрастом.

В образовательную область «Речевое развитие» не включено формирование звуковой аналитико-синтексической активности как предпосылки обучения грамоте (в расписании НОД подготовительной группы не включено отдельное занятие по обучению грамоте).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) не используются для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

8) Нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности:

– отсутствие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.

Данное нарушение предусмотрено частью 3 статьи 19.30  КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч руб. до пятидесяти тысяч руб.; на юридические лица – от  ста тысяч до ста пятидесяти тысяч руб.

Таким образом, по результатам проведенных проверок в 2020 году отделом контроля и надзора в сфере образования комитета образования в деятельности образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, было выявлено 113 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.

По фактам выявленных нарушений в соответствии с обязательными требованиями законодательства РФ было выдано 13 предписаний, составлено 2 протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, из которых:

1 – по части 3 статьи 19.20  КоАП РФ (за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности);

1 – по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный  контроль (надзор));

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный  контроль (надзор)) приказом комитета образования был наложены запрет приема в образовательное учреждение.

В текущем году рассмотрено 2 дела об административном правонарушении, в результате вынесено 2 постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности  с применением административного наказания в виде наложения административного штрафа.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила                              в 2020 году – 85,0 тыс. руб.

Основными причинами выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования остаются: отсутствие должного сопровождения образовательной деятельности и анализа, выявляемых контрольно-надзорными органами нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, несвоевременное принятие мер, направленных на предупреждение указанных нарушений.

На основании изложенного, комитет образования области обращает внимание, что на основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии законодательством об образовании, а также несет ответственность за невыполнение или не надлежавшее выполнение функций отнесенных к ее компетенции.