Итоги работы по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю за 2016 год

В целях профилактики правонарушений, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, комитет образования Еврейской автономной области (далее – комитет образования) информирует о результатах исполнения государственных функций по контролю (надзору) в 2016 году.

В течение 2016 года осуществлялась работа по нормативно правовому обеспечению исполнения надзорных функций в сфере образования.

Постановлениями губернатора ЕАО от 10.06.2016 № 142, от 03.11.2016 № 241 внесены изменения в Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии с приказом комитета образования Еврейской автономной области от 18.09.2015 № 493 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» в 2016 году была проведена аттестация граждан, претендующих на получение аттестации в качестве эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.

Количество аттестованных экспертов составляет 13 человек.

В 2016 году в целях обеспечения объективности и прозрачности надзорно-контрольной деятельности к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования привлекались 7 аттестованных экспертов.

В установленные сроки были подготовлены сведения об осуществлении государственного учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования: отчет по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, статистический отчет по форме №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отчет об административных правонарушениях, Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора).

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, согласованным с органами прокуратуры Еврейской автономной области и утвержденным приказом комитета образования от 30.12.2015 № 747. План проведения проверок размещен на официальном сайте комитета образования в сети Интернет.

Всего объектами государственного контроля (надзора) в сфере образования являются 190 образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории области, а также 6 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

В течение 2016 года в отношении образовательных учреждений (организаций), осуществляющих образовательную деятельность на территории области проведено 106 проверок, из которых:

плановых выездных проверок – 61, из них: по государственному контролю (надзору) в сфере образования – 46, по соблюдению лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности – 15;

внеплановых проверок по исполнению предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности – 44, по нарушению прав потребителей – 1.

В результате проведенных проверок выявлены нарушения лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.

Для принятия мер по устранению выявленных в ходе проверок нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования руководителям образовательных учреждений (организаций), осуществляющих образовательную деятельность, было вынесено 49 предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения (в том числе 2 образовательным учреждениям (организациям) выданы повторные предписания).

За неисполнение предписаний комитета образования был запрещен прием в 2-х образовательных учреждениях.

В связи с исполнением предписаний образовательным учреждениям был возобновлен прием.

В течение 2016 года должностными лицами комитета образования возбуждено 13 административных дел, в том числе:

2 – за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный  контроль (надзор) по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ;

2 – за осуществление деятельности  с грубыми нарушениями  требований или условий специального разрешения (лицензии) по части 3 статьи 19.20  КоАП РФ;

5 – за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации по части 4 статьи 19.30  КоАП РФ;

3 – за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию по части 5 статьи 19.30  КоАП РФ;

1 – за нарушение правил оказания платных образовательных услуг по части 1 статьи 19.30  КоАП РФ.

В течение года рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях:  вынесено 6 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности  с применением административных наказаний в виде наложения административного штрафа (общая сумма – 56 тыс. рублей). Двум должностным лицам в связи с малозначительностью правонарушений объявлены устные замечания, прекращено 2 дела об административном правонарушении.

По результатам проведенных проверок в 2016 году отделом контроля и надзора в сфере образования комитета образования в деятельности образовательных учреждений (организаций) было выявлено 234 нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, из них:

— несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании – 37;

— нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций – 65;

— разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов – 47;

— нарушение материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиям, в том числе в соответствии с ФГОС, ФГТ, образовательными стандартами – 1;

— разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной деятельности – 6;

— нарушение установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования порядка приема в образовательную организацию — 3;

— проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования – 9;

— несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов государственного образца об образовании – 11;

— нарушение установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования порядка проведения государственной итоговой аттестации – 5;

— нарушение прав родителей (законных представителей) обучающихся в части ознакомления с уставом образовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса – 8;

— не в полном объеме (отсутствие) на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» информации – 39;

— нарушение правил оказания платных образовательных услуг – 1;

— неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений – 2.

В 2016 году систематически осуществлялась работа в информационной системе «Типовое решение для территориальных органов контроля и надзора в сфере образования» (ТРС), обеспечивающей систематизацию учёта сведений по основным процессам деятельности комитета образования по надзору и контролю в сфере образования и формирование региональной отчётности на основе первичных данных и для обеспечения информационного сопровождения исполнения переданных полномочий по контролю (надзору) в сфере образования.

С июля 2016 года на сайте Генеральной прокуратуры осуществляется работа в информационной системе «Единый реестр проверок».

С октября 2016 году приняли участие в апробации информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

В целях предупреждения нарушений законодательства в сфере образования, принятия своевременных управленческих решений по устранению выявленных нарушений вопросы соблюдения законодательства обсуждались на коллегии комитета образования, на совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием и учреждений, подведомственных комитету образования. В этих же целях руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием были направлены письма предупредительного характера по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, обобщенные справки с перечнем типичных нарушений.

На сайте комитета образования систематически размещались нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, регулирующих деятельность в сфере образования; информация о результатах проверок и типичных нарушениях, выявленных в ходе осуществления мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования; методические рекомендации; отчеты; справки с обобщенным перечнем нарушений.