Участие в профессиональных конкурсах молодого педагога, как средство внешней оценки профессиональной компетентности

Михеева Валентина Андрияновна, учитель начальных классов МКОУ НОШ с. Ленинское

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, поэтому российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. Молодому учителю, в силу малого опыта работы, трудно самому оценить степень своего профессионализма. В этом ему помогают конкурсы профессионального мастерства. Опыт моей работы не велик, всего 3 года. В течение этих лет  я принимаю активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня, так как считаю, что в конкурсах педагогического мастерства учитель приобретает опыт, который положительно влияет на становление его как специалиста, способствует построению личной траектории профессионального развития.

В 2013 году я начала работать с первоклассниками. Моей задачей было заинтересовать детей, облегчить учебный процесс. Поэтому использование дидактических игр стало приоритетным в период обучения грамоте. Накопленный опыт позволил мне поделиться моими разработками  на муниципальной конференции молодых педагогов  «Профессиональный дебют» по теме «Дидактические игры в обучении детей грамоте».

Данная конференция стала отправной точкой для активного участия  в конкурсах и обобщении опыта, а также послужила мотивацией к профессиональному развитию.

Два года я работала над темой «Моделирование при решении арифметических задач в начальной школе». Я выбрала эту тему не случайно. Во-первых, моделирование одно из универсальных учебных действий, которым должен овладеть школьник. Во-вторых, оно позволяет ускорить формирование у младших школьников умений и навыков выполнять различные практические упражнения; повышает у детей интерес к изучению математики, что способствует успешности выполнения всей учебной работы. Эта тема очень обширна, много приходилось работать над ее изучением, знакомиться с новыми педагогическими и информационными технологиями, на уроках учить ребят  применять способ моделирования при решении задач. Проделанная мною работа была оценена на муниципальной конференции молодых педагогов «Профессиональный дебют» в 2015 году. Я стала призером.

За три года были представлены на конкурсы разработки внеклассных мероприятий по нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию, проектно-исследовательской деятельности.

Конспект внеклассного мероприятия «Я помню. Я горжусь», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне, представленный на  муниципальный конкурс «Поклонимся великим тем годам» принес мне призовое место.

В 2015 году я стала призером регионального конкурса «Фестиваль открытых уроков с демонстрацией современных педагогических идей». На этот конкурс я представила технологическую карту урока литературного чтения во 2 классе по теме «Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится».

Профессиональные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку. Такой ступенькой для меня стало участие в муниципальном конкурсе «Педагог года-2015». При подготовке к участию в конкурсе была проделана работа по внедрению в практику инновационных технологий, распространению собственного педагогического опыта (проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий), созданию портфолио, мультимедийного обеспечения уроков, электронной систематизации материально-технического сопровождения уроков. Как результат – диплом победителя конкурса. В этом году закончился период моего  становления, как молодого педагога. Для меня это время было успешным, ценным. Отражением моей профессиональной деятельности стал педагогический портфолио, который дает объективную информацию о моих профессиональных достижениях, о реальном качестве работы, фиксирует динамику изменения качества моей профессиональной деятельности.

В 2016 году я приняла участие в областном конкурсе портфолио «Молодой педагог в условиях модернизации российского образования». Мой накопленный опыт был оценен на областном уровне. Я стала призером в этом конкурсе.

Из собственного опыта участия в профессиональных конкурсах могу с уверенностью сказать, что они являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, так как дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе: через оценку, данную коллегами, реализовать творческий потенциал в условиях состязания, получить материальное и моральное поощрение.