Молодец, сынок! Умница, дочка!

Лентяй, лодырь, трутень, бездельник, разгильдяй, лоботряс, тунеядец, лежебока… В великом и могучем русском языке множество эпитетов, описывающих человека, не привыкшего трудиться, не желающего работать. Обидно, если одним из этих званий «награждают» вашего ребенка в детском саду, школе. Или вы сами видите, что его жизненный девиз: «Работа не волк, в лес не убежит».

Вовлекая ребенка в домашние заботы, мы воспитываем в нем, прежде всего, полноценного члена семьи. Пусть он уже до школы занимает активную позицию: участвует в обсуждении нового интерьера квартиры, составляет список продуктов перед походом в магазин и так далее.

Очень важно для развития личности ребенка его общение со старшими членами семьи в процессе труда. Не ограничивайтесь короткими указаниями типа: «Иди мыть посуду!», «Уберись в клетке у хомячка!» или «Зашей младшему брату рубашку!». Выполняйте работу вместе, рассказывая о своем аналогичном опыте, прививая наблюдательность, аккуратность, бережливость. Монотонность труда можно скрасить, распевая вместе песни или просто слушая веселую, ритмичную музыку.

Иногда родители (особенно мамы) стремятся облегчить труд маленького ребенка или вовсе сводят его к игре. Это не совсем удачная идея.

В первом случае, боясь якобы «перегрузить» детей, мы занижаем им самооценку, затормаживаем не вольно их физическое и даже умственное развитие! Ребенок, которому постоянно напоминают. «Ты еще слишком мал, чтобы такую тяжесть поднимать! (а «тяжесть» – это всего-то пакет молока!) или «Не поливай этот цветок, загубишь!», – растет неуверенным в себе и своих способностях, считает себя глупым несмышленышем и действительно становится таким!

Во втором случае, ставя знак равенства между трудом и игрой, мы рискуем не увидеть ни того, ни другого, когда ребенок повзрослеет и играть перестанет. Лучше просто, когда сын или дочка еще малы, создавать игровые ситуации, которые помогают выполнить работу с большим интересом. Например, предложить детям посоревноваться, кто быстрее и лучше уберет постель, расставит игрушки по местам, застегнет пуговицы на рубашке. И вот перед вами отрадная картина: дети вовсю носятся по квартире, стремясь как можно качественнее выполнить ваши поручения. Да, уж теперь они заслужили похвалу! Не забудьте к банальному «Спасибо!» добавить: «Молодчина, сынок! Отлично потрудился!» (мальчикам важна именно оценка их труда) и «Умница доченька! Мне так нравится, как ты стараешься!» (для девочек важнее само одобрение ее поступков родителями, ваше личное отношение к ней; в любом возрасте все женщины хотят производить хорошее впечатление на окружающих).

А вот стоит ли к похвале словесной добавлять материальное вознаграждение? «Хорошо вытер пыль – вот тебе десять рублей». А заранее обещать деньги? «Получишь пять баксов, если приберешься в квартире». Спорный вопрос. С одной стороны, мы, взрослые, получаем зарплату, и свою помощь по дому многие из детей отождествляют с профессиональной деятельностью, которая должна хорошо вознаграждаться. Но! Папа, моющий посуду, и мама, подметающая пол, не получают друг от друга за это никакой материальной компенсации. Объясните детям (когда они попросят «десятку» за поход в магазин), что домашние обязанности – это такие приятные обязанности, которые мы с удовольствием выполняем для любимых нами людей (иначе и мама может собрать со всех по «двадцатке» за приготовленный ею для семьи ужин).

Но если вы считаете необходимостью наличие у ребенка именно «заработанных» карманных денег, то лучше привлеки его в реальные помощники к вашей профессиональной деятельности. В любой работе, как правило, всегда есть место не трудным «техническим» задачам, которые по силам выполнять вашим чадам.

Как быть с деньгами, впервые самостоятельно заработанными детьми, например, во время летних каникул? Отлично будет, если ребенок сам отдаст их вам! Тогда будьте справедливы и потратьте его зарплату вместе на что-то интересное для ребенка (не на новый пылесос, конечно!). Если вы чувствуете, что делиться с вами не очень-то и хотят, не настаивайте: в конце концов, деньги эти не ваши. Можете просто предложить разумные пути их вложения.

Говоря о поощрениях, нельзя забыть и о наказаниях. Можно ли наказывать ребёнка, не выполнившего своих обязанностей, ленящегося, безответственного? – Если не помогают уговоры, то можно запретить смотреть телевизор, играть на компьютере. Но лучше использовать так называемый «метод естественных последствий»: не купил картошку остался без всего любимого (и в первую очередь самим виновником) картофельного пюре. Но никогда не наказывайте трудом: не выполнил одно задание – вот тебе, получи другое! Так мы только отвратим ре бейка от желания трудиться. А ведь мы не этого хотим, так ведь?

Лентяй, лодырь, трутень, бездельник, разгильдяй, лоботряс, тунеядец, лежебока… Как много эпитетов, описывающих человека, не привыкшего работать. А антоним у всех этих слов только один – труженик! Так пусть ваши дети умеют и любят трудиться. Только от вас зависит, вырастут ли они трудолюбивыми людьми!

Мама недоумевала: дочь сидит за уроками почти весь день, ей помогают все члены семьи, по иностранному языку у нее есть репетитор… И вообще, девочка неглупа. А вот в дневнике – сплошные двойки. В чем дело? Когда мы стали разбираться, выяснилось, что в семье с самого рождения дочки много внимания уделялось именно ее обучению. Девочка читала с трех лет, ходила в дошкольный лицей с двух лет и учила английский с рождения. Проблемы начались со второго класса, когда стали ставить отметки. Впрочем, сначала они были не так уж и плохи. Но в начале года девочка заболела и пропустила недели две. Мама очень волновалась по поводу пропусков, отправила дочь в школу еще не совсем здоровой – и прямо на контрольную. Тогда ребенок получил свою первую двойку. Скоро эта оценка стала привычной. В разговоре с девочкой выяснилось: она считает, что двойки ей ставят правильно, потому что она «полное ничтожество». Как это ни печально, но большинство «тихих двоечников» очень похожи не эту девочку. Скромные, старательные, на домашние задания тратят много времени. Их интеллектуальный уровень может быть очень разным, но он вполне достаточен для нормального обучения. Родители таких детей внимательно следят за их успеваемостью, а сами дети стараются сделать всё как можно лучше, беспокоясь, похвалят ли их дома и в школе.

Представьте себе ребенка, которому с детства внушают, что учеба – главное мерило успеха в жизни. С ним много занимаются, об этом много говорят. Малыш звезд с неба не хватает, но вполне прилежен. А главное – хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу мамы. И вот приходит такой ребенок в школу, где ему не просто говорят, хорошо или плохо он трудился, а еще и ставят отметки, которыми очень интересуются дома. Ребенок изо всех сил старается, тратит непропорционально много времени на уроки и не успевает, как следует отдохнуть. Придя о класс уже уставшим, он волнуется больше, чем следует, не может нормально ответить на вопросы учителя или справиться с контроль ной работой. В итоге – опять двойка, к волнению добавляется неуверенность, круг замыкается.

Что делать? – Помочь могут только родные. Правда, действовать придется парадоксальным, на первый взгляд, образом.

Во-первых, надо полностью прекратить обращать внимание на отметки. На время просто забудьте о них, зато сконцентрируйтесь на самом процессе выполнения задания или устном ответе. Причем будьте максимально доброжелательны и внимательны: заметив хоть малейший успех (пять ошибок вместо обычных шести на строчку), начинайте хвалить ребенка так, как будто он совершил научный подвиг. Фокусируйте внимание на любых успехах и вообще не обсуждайте неудачи. Если достижений нет совсем – проявите фантазию и найдите их. Малыш должен почувствовать уверенность в себе.

Во-вторых, резко сократите время выполнении уроков (даже если они будут недоделаны) и отмените все дополнительные занятия. Ребенок должен нормально восстанавливать свои силы.

В-третьих, подумайте о том, чтобы в жизни малыша появилась область, где он может быть успешен. Это может быть все что угодно – от изостудии до спортивной секции. Главное, чтобы там нравилось самому ребенку.

Хочу сразу предупредить, что на первом этапе такая тактика даст ухудшение положения в школе. Поэтому вам необходимо заручиться поддержкой учителей. Объясните им, что вы озабочены происходящим, что вам сейчас нужна помощь педагогов и небольшое их попустительство. Не пугайтесь, даже если они не пойдут вам навстречу. Это, конечно, несколько усложнит дело. Но если вы всё сделаете правильно, в течение нескольких месяцев положение дел существенно улучшится. В конце концов, главная цель родителей – воспитать здоровых и счастливых детей. А отметки – это только отметки.