Информация по противодействию коррупции в комитете образования Еврейской автономной области

В 2012 году комитетом образования Еврейской автономной области проведены следующие мероприятия, направленные на противодействие коррупции.

Проведен мониторинг условий и качества образовательной среды общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования области. Целью данного мониторинга является изучение уровня удовлетворенности условиями обучения (наличие предметных кабинетов, учебников; условий для обеспечения питанием, медицинской помощи и прочее), эффективности системы управления образовательным учреждением. Так, в ходе диагностики, в которой в 2012 году приняли участие 943 учащихся 10-х классов из 43 образовательных учреждений, 819 родителей и 522 педагога получены следующие результаты. Более 60 % участников опроса обеих групп отмечают, что им нравится школа, в которой они учатся. 36 % респондентов считают, что их школа обыкновенная, «ни хуже и ни лучше других». Более половины участников опроса, читают, что их школы соответствуют современным требованиям. На вопрос «Достаточно ли школа подготовила Вас (вашего ребенка) для реализации дальнейших планов?» отвечают «да» 74 % десятиклассников, 69% родителей. 47 % участников считают, что учатся в меру своих сил, 67 % — согласны, что на уроках получают полноценные знания, 26 % — отмечают необходимость в дополнительных занятиях. 20 % десятиклассников пользуются услугами репетиторов, по сравнению с результатами 2011 года данный показатель снизился на 14 %. Более 90 % педагогов считают, что в их школах созданы все условия для творческой деятельности и распространения передового педагогического опыта. 84 % респондентов работают в школе с удовольствием.

В опросе также приняли участие 1362 родителя дошкольников и 119 воспитателей из 72 дошкольных образовательных учреждений области. 73 % родителей спокойно оставляют детей в детских садах и направляются на работу; 31 % — считают, что их детский сад «ни хуже и ни лучше других». Среди положительных аспектов работы дошкольных образовательных учреждений родители отмечают опыт и доброжелательность воспитателей, высокий уровень организации мероприятий. Среди недостатков выделяют отсутствие кадров. Четверть родителей воспитанников отмечают необходимость обновления материально-технической базы учреждений.

Результаты мониторинга были направлены в муниципальные отделы образования, образовательные учреждения, а также размещены на официальном сайте центра оценки качества образования (www.coko-eao.ru) с целью принятия своевременных и эффективных мер по совершенствованию условий обучения.

Проведен мониторинг состояния и эффективности противодействия коррупции в сфере образования Еврейской автономной области в мае и октябре 2012 года. Общие результаты опроса:

1. Категории опрошенных граждан в долях (процентах): государственные служащие – 8,1%; муниципальные служащие – 4,1%; педагоги – 57,2%; родители ДОУ – 4,6%; родители МОУ – 21,9%; иные категории – 4,1%. Всего 173 человека.

2. Доля граждан, доверяющих деятельности комитета образования области/муниципальных органов управления образованием/образовательных учреждений области (процентов): оценивающие работу выше среднего – 77,4%; оценивающие работу средне – 13,3%; оценивающие работу ниже среднего – 9,3%.

3. Явления, описывающие коррупцию, по мнению опрошенных:

взяточничество-72,8%;

откат-19%;

искажение данных в финансовых декларациях-7,5%;

протекционизм-4%;

растрата-3,5%;

мошенничество-11%;

вымогательство – 30%;

злоупотребление гос.имуществом-31,8%;

незаконные пожертвования и вклады-8,6%;

подношения-26%.

4. Определение понятия бытовая коррупция – «вымогательство денег за гос. услуги, взятки и подарки взамен услугам».

5. Доля граждан, сталкивающихся с проявлением коррупции в комитете образования/муниципальных органах управления образованием/образовательных учреждениях: ответили «да» — 4,6%; ответили «нет» — 95,4 %.

6. Степень коррупциогенности в комитете образования/муниципальных органах управления образованием/образовательных учреждениях: высокая – 1,7%; выше среднего – 1,1%; средняя – 0,6%; низкая – 2,9%; нет – 36,4%; затрудняюсь ответить – 1,1%.

7. Доля граждан, осведомленных о структурах, в которые возможно сообщение о фактах проявления коррупции – нет данных.

8. Был ли получен ответ на обращение о фактах коррупции в деятельности комитета образования области/муниципальных органов управления образованием/образовательных учреждений области: да – 3,5%; нет- 40,5%.

9. Доля граждан, оценивающих уровень информационной прозрачности деятельности комитета образования, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений области: высокий – 50,3%; средний – 39,9%; низкий – 9,8%.

10. Доля граждан, оценивающих уровень своей информированности о состоянии коррупции и антикоррупционных мероприятиях, проводимых в комитете образования/муниципальных органах управления образованием/образовательных учреждениях: высокий – 24,3%; средний – 50,3%, низкий – 25,4%.

11. Причины недостаточной информированности о состоянии коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятиях – не указаны.

По состоянию на конец 2012 года из 15 административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения функций) утверждены 5 административных регламента (предоставление информации об организации дошкольного, общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях; предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования; представление информации о результатах сданных экзаменов, а также зачислении в образовательные учреждения; предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из базы данных области об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ; подтверждение документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях).

Федеральной службой по надзору в сфере образования принят административный регламент для органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия по исполнению государственной услуги «Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций». В комитете образования области проведено тестирование электронных сервисов межведомственного взаимодействия.

При назначении на вакантные должности и включении в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы осуществляется контроль соблюдения порядка предъявления квалификационных требований. 17 мая 2012 года был проведен конкурс на замещение вакантной должности консультанта комитета образования Еврейской автономной области, в конкурсе приняло участие 6 претендентов, по решению комиссии 1 признан победителем, 1 рекомендован в кадровый резерв.

16 октября 2012 года был проведен конкурс на включение в кадровый резерв на государственные гражданские должности комитета образования Еврейской автономной области. В конкурсе приняло участие 17 претендентов, по решению комиссии 11 рекомендованы в кадровый резерв.

При размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, комитетом образования Еврейской автономной области и подведомственными учреждениями в полной мере соблюдается законодательство Российской Федерации. Сформированы планы государственных закупок; использовались электронные аукционы при размещении заказов на приобретение товаров, работ и услуг; своевременно исполнялись контрактные обязательства.

В соответствии с планом работы на 2012 год комитетом образования Еврейской автономной области проводятся проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в части заключения договоров в подведомственных учреждениях.

В отчетном периоде 2012 года в комитет образования области не поступали уведомления служащих о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с утвержденным Планом проведения проверок в 2012 году в отношении 78 учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории области, а также 1 муниципального органа управления образованием проведено 79 проверок, из них: 73 – выездных плановых проверок (6 – плановых документарных); 2 – внеплановые (по контролю исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений). Доля выездных проверок составила 75 (93 %) проверок, документарных – 6 (7 %).

Из общего количества плановых проверок 27 (34 %) – по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования,
41 (52 %) – по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, 11 (14 %) – контроль качества образования по русскому языку и математике.

По результатам проведенных проверок оформлены акты, отчеты, предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения в части: нарушений законодательства Российской Федерации в области образования – 25 объектам проверки; нарушений лицензионных требований и условий – 37 объектам проверки; несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов – 11 объектам проверки.

В течение 2012 года по фактам нарушения законодательства в области образования возбуждено 7 административных дел в отношении должностных лиц, из которых 5 – за неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, 1 – за нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации; 1 – за осуществление образовательной деятельности без лицензии. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях постановлениями мировых судей должностные лица, признанные виновными, подвергнуты наказаниям в виде административных штрафов (общая сумма — 53 тыс. руб.). Полнота взыскания административных штрафов составляет 100 %. Одному должностному лицу в связи с малозначительностью правонарушения объявлено устное замечание.

В соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Еврейской автономной области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Еврейской автономной области требований к служебному поведению, утвержденным постановлением губернатора Еврейской автономной области от 15.12.2009 № 280, в 2012 году основания для проведения проверок отсутствовали.

В комитете образования области разработан перечень должностей государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (приказ комитета образования Еврейской автономной области от 07.05.2010 № 244). Государственными гражданскими служащими представлялись сведения о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. В комитете образования области создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Еврейской автономной области, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляет председатель комитета образования Еврейской автономной области, и урегулированию конфликта интересов. В 2012 году заседаний указанной комиссии не проводилось ввиду отсутствия на то оснований.

Для определения безупречности и эффективности исполнения должностных обязанностей государственный гражданский служащий один раз в три года направляется на аттестацию, где определяется его соответствие замещаемой должности гражданской службы. В 2012 году были направлены на аттестацию 4 гражданских служащих, по результатам которой были приняты решения о соответствии их занимаемым должностям. В 2013 году на аттестацию будут направлены 14 государственных гражданских служащих.

В 2012 году в Положение о комитете образования Еврейской автономной области, утвержденное постановлением правительства Еврейской автономной области от 13.05.2008 № 121-пп, внесены 3 функции комитета:

— обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законом области;

— подготавливает предложения по установлению для образовательных учреждений, находящихся в ведении Еврейской автономной области, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

— организует финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Функции введены постановлением правительства Еврейской автономной области от 28.09.2012 № 500-пп.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов, оценки их влияния на качество исполнения комитетом образования Еврейской автономной области государственных функций, оказания государственных услуг подведомственными учреждениями проводятся следующие мероприятия.

1. Оптимизация расходных обязательств: проведен анализ правовых оснований, объема и структуры расходных обязательств, исполняемых за счет предусмотренных бюджетных ассигнований, на предмет их соответствия целям деятельности, функциям и полномочиям комитета образования; вносились предложения по уточнению правовых оснований, оптимизации объема или структуры расходных обязательств, в том числе за счет их отмены с перераспределением бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств, по внесению изменений в нормативные правовые акты, являющиеся основанием для возникновения расходных обязательств, по созданию, реорганизации, изменению типа и ликвидации государственных учреждений на основании комплексного анализа подведомственной бюджетной сети и оказываемых ими государственных услуг; проведен мониторинг достижения запланированных непосредственных и конечных результатов долгосрочных областных и ведомственных целевых программ; проводилась оптимизация структуры и численности государственных служащих и работников областных государственных учреждений.

2. Оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг: сформирован перечень государственных услуг; издан приказ об утверждении нормативных затрат на оказание государственных услуг подведомственными учреждениями для целей планирования ассигнований на выполнение государственных заданий; проведен мониторинг выполнения государственного задания подведомственными государственными учреждениями.

По повышению качества финансового менеджмента проводились процедуры, обеспечивающих реализацию всех стадий бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль).