О тематических секциях областной конференции педагогических работников

Программа работы тематических секций областной конференции педагогических работников «Развитие системы образования Еврейской автономной области в контексте национальных проектов», которая состоялась 25 сентября 2019 года, была очень насыщенной и включала пять направлений.

На заседании директорского клуба был актуализирован ряд вопросов, в том числе о введении с 2020 года ФГОС среднего общего образования; о реализации мероприятий национального проекта «Образование»; о ходе реализации «дорожной» карты по повышению финансовой грамотности обучающихся в образовательных организациях; об обеспечении учебниками, учебными пособиями, учебными тетрадями и их использовании в образовательном процессе; об участии в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию; об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях и другие.

На тематической секции «Актуальные проблемы и перспективы дошкольного образования (теория и практика)» активно взаимодействовали руководители и педагоги дошкольных учреждений муниципальных образований области. 

Выступления, представленные на секции, касались самых разных тем, достаточно значимых для дошкольных организаций: основных изменений нормативно-правовой базы, организации питания в детских садах, современных подходов к практике взаимодействия с родителями. Отдельное внимание на секции докладчики уделили практике коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, а также вопросу воспитания у детей патриотических чувств на примере краеведческой работы. Своим опытом поделились педагоги дошкольных учреждений области: Виктория Николаевна Авдеева, Светлана Петровна Музыченко, Елена Валерьевна Сапуга, Юлия Раисовна Кизянова, старшие преподавали института повышения квалификации педагогов Жанна Исааковна Закон и Елена Александровна Зубарева.

Практикориентированный подход к форме подачи материала был позитивно воспринят участниками секции. Например, руководители образовательных учреждений заинтересовались Программой учета базы данных педагогических работников, представленной старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад №16» Кизяновой Ю.Р. Вполне возможно, что такой опыт педагога можно будет применить и в других учреждениях. А мастер-класс Сапуга Е.В. по эффективным формам взаимодействия
с родителями вызвал бурное обсуждение среди педагогов.

Также благодарственными письмами ко Дню работника дошкольного образования за плодотворное сотрудничество с областным институтом повышения квалификации педагогических работников и распространение передовых педагогических практик были отмечены воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №45» Ансимова Наталья Андреевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» Сапуга Елена Валерьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №49» Булгакова Светлана Владимировна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №28» — Эльясова Валентина Иосифовна и Кириллова София Яковлевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №16» Черновская Людмила Тимофеевна, педагог дополнительного образования МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» Чингалаева Ирина Анатольевна, заместитель заведующей МБДОУ «Детский сад № 12» Мамаева Анастасия Владимировна.

В ходе работы были тематической секции «Современные тенденции и проблемы развития системы дополнительного образования детей» были обсуждены актуальные проблемы функционирования системы дополнительного образования в Еврейской автономной области и пути их разрешения, а также состоялся обмен опытом работы.

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение системы дополнительного образования, был представлен Сергеевой А.М., директором ОГБУ ДО «Детско-юношеский центр еврейской культуры». О требованиях, заложенных
в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» к аттестации педагогических кадров дополнительного образования сообщила Акмухаметова Н.В., методист ОГАУ «Центр оценки качества образования».

Актуальность вопросов разработки и внедрения в практику новых форматов предоставления образовательных услуг, совершенствования содержания образовательных программ, требований к составлению и реализации дополнительных общеобразовательных программ и контроле за их исполнением была раскрыта
в выступлениях Головиной Т.В., заместителя директора по УВР МАОУ ДО «Центр детского творчества» г. Биробиджана и Король Т.Ф., куратора реализации программ «Разговор о здоровом питании» и «Мы-твои друзья» в Еврейской автономной области.

О законодательной базе реализации платных услуг учреждением дополнительного образования сообщила Шульман М.А., директор Центра детского творчества
г. Биробиджана. Опытом работы участия в грантовых конкурсах поделилась
Мартынова Т.А., заместитель директора ОГБУ ДО «МОСТ».

Система дополнительного образования в рамках общеобразовательной организации ориентирована на раскрытие способностей ребенка. Как удается решить эти задачи, рассказала Зимова С.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра образования имени В.И. Пеллера с. Птичник.

Итогом работы секции было обсуждение вопроса осуществления надзора и контроля в сфере образования за деятельностью организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, с участием Ховрич Т.Н., заместителя начальника отдела контроля и надзора комитета образования области.

Перед системой дополнительного образования в нашей области стоят большие задачи, и есть перспективы развития: создание детских технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на 2019 год, а также создание новых мест дополнительного образования детей. Участники секции были ознакомлены с распоряжением правительства области от 06.08.2019 № 281-рп «Об утверждении комплекса мер по созданию новых мест дополнительного образования детей в ЕАО в 2020-2021 годах. 

Работа секции завершилась уточнением основных направлений развития системы дополнительного образования в ЕАО:

— повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;

— развитие технической и естественнонаучной направленностей в дополнительном образовании;

— обновление дополнительных общеобразовательных программ с учетом востребованности их обучающимися, в том числе для обучающихся старшего школьного возраста, программ профориентационного воспитания;

— создание условий для получения услуг по дополнительному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»;

— формирование современной системы развития профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров региональной системы дополнительного образования;

— обеспечение участия обучающихся и педагогов в конкурсных мероприятиях различных уровней и в подготовке грантовых заявок.

В рамках секции «Векторы воспитания» были рассмотрены вопросы современных проблем воспитания школьников, аспекты экономического и духовно-нравственного воспитания, профилактики правонарушений в детстко-подростковой среде.

Участие в работе секции приняли заместители директоров общеобразовательных школ по воспитательной работе, начальники и специалисты муниципальных отделов образования области.

Внимание педагогического сообщества было обращено на необходимость построения воспитательных основ в школе в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которых определен стандарт национального воспитательного идеала — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Отдельным блоком рассмотрены на секции вопросы добровольчества (волонтерства) в свете их особой социальной значимости, влияния на формирование мировоззрения школьников, использования ресурса добровольчества в воспитательных целях: экологическое просвещение, здоровьесбережение, формирования патриотизма, ответственности, духовно-нравственных ценностей, профилактики крайних негативных явлений в молодежной среде.

На тематической секции «Условия реализации ИПРА детей-инвалидов в образовательном пространстве» был представлен обзор распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Актуализирован вопрос обеспечения психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Проработаны вопросы о проведении информационно-просветительской работы с родителями детей-инвалидов и роли психолого-медико-педагогической комиссии в обеспечении права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. До сведения участников секции доведен порядок организации работы по реализации перечня мероприятий ИПРА ребенка-инвалида/инвалида в части образования и отчетности.

В работе областной конференции приняли участие 268 человек.