Типичные нарушения в деятельности дошкольных образовательных учреждений Еврейской автономной области

В течение I полугодия 2014 года комитетом образования Еврейской автономной области проведено 17 проверок в отношении дошкольных образовательных учреждений.

Все контрольно-надзорные мероприятия осуществлены в форме выездных и документарных проверок. Из них: 9 – плановые выездные, 8 проверок внеплановые документарные (по исполнению предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок).

В ходе проведенных проверок в деятельности дошкольных образовательных учреждений выявлено 50 нарушений, в том числе: 42 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования; 8 нарушений лицензионных требований при осуществлении проверенными профессиональными образовательными  учреждениями образовательной деятельности.

В ходе проверок были выявлены следующие типичные нарушения невыполнения обязательных требований, установленных законодательством.

1. Отсутствие локальных нормативных актов по основным вопросам  организации и осуществления образовательной деятельности, регламентирующих: режим занятий воспитанников; порядок и основания перевода, отчисления и восстановления воспитанников; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей; права и законные интересы воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогических работников; нормы профессиональной этики педагогических работников; порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым им должностям; порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации, работодателя и др.

2. Несоответствие положений уставов и локальных нормативных актов требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования.

3. Отсутствие разработанной и утвержденной по согласованию с учредителем программы развития.

4. Несоответствие образовательного ценза педагогических работников или отсутствие в личных делах педагогических работников документов, подтверждающих соответствие их образовательного ценза квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

5. Отсутствие справок о наличии (отсутствии) судимости.

6. Отсутствие документов, подтверждающих прохождение педагогическими работниками аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

7. Несоответствие содержания официальных сайтов проверенных профессиональных образовательных организаций Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582: отсутствует информация о годе основания учреждения, структуре и органах управления образовательным учреждением, руководителе и его заместителях, материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, численности воспитанников, о реализуемых образовательных программах, педагогических кадрах, отсутствуют копии устава, лицензии, локальных нормативных актов, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, отчета о результатах самообследовании, документа о порядке оказания платных образовательных услуг и др.

8. Отсутствие на сайте дошкольного образовательного учреждения раздела «Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний».

9. Нарушение Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля                      2014 г. № 293.

10. Нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706.

11. Несоответствие содержания договора на оказание платных образовательных услуг Правил оказания платных образовательных услуг.

12. Отсутствие размещенной в доступном месте информации, которую необходимо довести до потребителя образовательных услуг.

13. Отсутствие факта ознакомления родителей (законных представителей) с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями воспитанника.

14. Отсутствие утвержденного перечня учебных изданий, используемых при реализации образовательной программы дошкольного образования.

15. Непредставление дошкольным образовательным учреждением медицинской организации помещения, соответствующими условиями и требованиями для осуществления медицинской деятельности.

16. Отсутствие на информационном стенде копии устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, образовательной программы и иных документов, регламентирующих организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников, примерной формы заявления о приеме в дошкольное учреждение.

17. Отсутствие журнала приема заявлений в учреждение.

18. Несоответствие договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования примерной формы договора, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 .

19. Несоответствие должностных инструкций педагогических работников требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минсоцздравразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н.

Кроме того, в ходе проверок выявлены единичные случаи нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования:

— осуществления образовательной деятельности без лицензии на право осуществления образовательной деятельности;

— реализации не в полном объеме образовательных программ;

— отсутствия учета результатов освоения воспитанниками образовательных программ;

— наличия основных общеобразовательных программ дошкольного образования не утвержденных руководителями дошкольных учреждений;

— отсутствия систематической работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников во время приема пищи;

— не указан в ежедневном меню объем порции блюда;

— замены продуктов питания не на равноценные по составу продукты по белкам и углеводам.

Комитет образования обращает внимание руководителей дошкольных образовательных учреждений на необходимость строгого исполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также на персональную ответственность должностных лиц и ответственность юридических лиц за административные правонарушения, предусмотренные  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.