Роль независимой оценки качества образования в формировании профессиональной компетентности учителя начальных классов

Зильберман Наталья Алексеевна, директор МБОУ НОШ № 14 г. Биробиджан

Введение новых образовательных стандартов диктует необходимость изменения в способах и механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов. В свете последних требований особый акцент делается на роль независимой экспертизы качества образования, о чем свидетельствует  приведенный ниже перечень нормативно – правовых материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования:

– Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

– Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, охватывающих социальные услуги»

– Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

– Закон ЕАО от 06.03.2014 № 472 – ОЗ «Об образовании в Еврейской автономной области»

-Положение о внутришкольном контроле МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14» от 19.11.2013 № 187.

Отличительной особенностью содержания новой системы оценки является ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Чтобы глубже проникнуться в суть вопроса, дадим определение ключевых терминов.

Независимой экспертизой принято считать объективное и независимое исследование, основанное на специально разработанных научных методиках, которые применяют только достоверную информацию. Данный процесс способны осуществлять только профессионалы-эксперты.

Независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими  образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Объектом независимой оценки качества образования могут быть:

– образовательные программы;

– условия реализации образовательного процесс;

– результаты освоения обучающимися образовательных программ;

– уровень профессиональной компетентности отдельного педагога и т.д.

Для определения уровня результатов освоения образовательных программ разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания и др.) на основе:

– требований соответствующих ФГОС;

-измерительных материалов международных сопоставительных исследований;

– требований заказчика.

К осуществлению независимой системы оценки качества образования могут быть привлечены:

-некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;

– региональные центры оценки качества образования;

-отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;

-общественные и общественно – профессиональные организации, имеющие опыт в данной деятельности.

Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации, готовят аналитические справки, доклады и представляют их заказчику.

Результаты должны способствовать:

– повышению качества предоставляемых услуг;

– развитию конкурентной среды;

-выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;

-сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.

Профессиональная компетентность учителя – это интегрированная система профессионально – значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Высокий уровень профессиональной педагогической деятельности  – это эффективность деятельности, соответствующая уровню современной науки и требованиям сегодняшнего дня.

Пять критериев профессиональной компетентности учителя:

  1. общекультурный
  2. общепрофессиональный
  3. коммуникативный
  4. личностный
  5. саморазвития и самообразования.

Каким же образом и в каких формах независимая экспертиза имеет место быть в начальной школе, рассмотрим на примере конкретной образовательной организации – МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14».

  1. НИКО (Национальные исследования качества образования)

НИКО – это мониторинг качества образования в школах, главной задачей которого является повышение качества образования в нашей стране.

Кроме того, данные исследования проводятся в целях развития единого образовательного пространства в РФ, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивая получение надежной информации о состоянии системы в соответствии с требованиями ФГОС.

В рамках НИКО обучающимся 4 классов в апреле 2014-2015 учебного года по линии Рособрнадзора были предложены тестовые задания по математике и русскому языку.

Результаты НИКО в нашей школе были следующие:

  русский язык математика
класс результаты НИКО (%) качество знаний по итогам учебного года (%) результаты НИКО (%) качество знаний по итогам учебного года (%)
4 А 87,5 80 70,8 96
4 Б 77,3 73 72,7 87
4 В 92,6 82 81,5 93
4 Г 22,7 53 21,7 61
4 Д 25 52 4,5 56
4 Е 92 74 69,2 74
4 Ж (КРО) 35 36 38,5 43

Общее качество знаний по русскому языку –  64,8%, процент успеваемости – 95%.

Общее качество знаний по математике  –  53,5%, процент успеваемости – 92,4%.

Данные результаты были, безусловно, важны и необходимы для администрации и всего педагогического коллектива, мы использовали их:

– для анализа текущего состояния качества образования;

– для внесения необходимых корректировок в соответствующие разделы Программы развития школы;

– для совершенствования преподавания учебных предметов;

– для повышения квалификации учителей по мере необходимости;

-для повышения информированности родителей об уровне общеобразовательной подготовки их детей.

По результатам НИКО педагогический коллектив сделал для себя определенные выводы:

  1. Предметные результаты учителей с более высокой категорией выше, т.е. система присвоения категорий в целом справедлива.
  2. Средние баллы у мальчиков ниже, чем у девочек.
  3. Устойчивая связь между отметками четвероклассников в школе и результатами выполнения диагностических работ НИКО. Среди детей, имеющих отметки «3», «4» присутствует очень небольшая доля набравших высший балл НИКО, а среди отличников – наименьшая доля набравших невысокие баллы.
  4. Более высокие результаты у учителей, стаж работы которых от 19 до 30 лет.
  5. С ростом нагрузки учителя ухудшаются результаты НИКО.
  1. ВПР (Всероссийские проверочные работы)

ВПР – это апробация новой процедуры оценки качества образования, возможность проверить работу учителя через знания детей, оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Руководство проектом ВПР осуществлялось Центром национальных и международных исследований качества образования.

В мае 2015-2016 учебного года обучающиеся 4 классов выполняли в разные дни четыре работы: диктант (11 мая), вторая часть работы по русскому языку (13 мая), математика (17 мая), окружающий мир (19 мая).

В этом году не имело смысла  ставить обязательные отметки всем, достаточно было поставить тому, кто хорошо справился с работой. Однако для себя мы провели полную статистику, поскольку это дало нам возможность посмотреть:

– какие есть проблемы;

– с чем не справились дети;

– над чем нужно поработать.

     Общий результат качества знаний по предметам по школе:

математика – 86%

русский язык – 95,8%

окружающий мир – 88%

Наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные, уровень сформированности УУД и овладение межпредметными понятиями.

Результаты ВПР были тщательно проанализированы, на основе данных этого анализа составлен план работы с учителями школы.

Исходя из темы выступления, акцентирую внимание на то, что результаты независимой экспертизы, т.е. работ детей напрямую связаны с деятельностью учителя, с уровнем его профессиональной компетентности.

  1. АПР (аттестация педагогических работников)

АПР – независимая экспертиза уровня профессиональной компетентности, результативности деятельности педагогов, которая проводится один раз в пять лет.

По результатам экспертизы определяют насколько учитель:

– обладает знаниями нормативно – правовой базы УВП;

– владеет знаниями в области педагогики, возрастной психологии, здоровьесберегающих технологий;

– использует оптимальные приемы и методы обучения;

– в системе формирует у учащихся УУД, определенные ФГОС НОО;

– владеет методикой преподавания предметов;

 – владеет современными образовательными технологиями;

– уделяет внимание формированию детского коллектива;

– проводит диагностические обследования с различными целями;

– использует современные  средства ИКТ в работе.

На основании экспертной оценки делают в целом вывод об уровне квалификации учителя, о его соответствии требованиям, предъявляемым к первой и высшей категориям, при необходимости выносят рекомендации для дальнейшего совершенствования и реализации имеющегося у педагогического работника профессионального потенциала.

Результативность работы каждого отдельного учителя, его профессиональная компетентность определяют результативность работы школы в целом.

Статистика по МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14»:

– общее количество педагогов – 51 чел.

– количество молодых учителей – 9 чел. / 18%

– имеют высшую квалификационную категорию – 13 чел. / 26%

– имеют первую квалификационную категорию –  18 чел. / 36%, из них молодые – 1 чел. / 2%

– качество обучения – 63%, процент успеваемости – 100%

– прошли курсовую переподготовку и повышение квалификации – 100%, из них молодые – 8 чел./ 89%

– участие в семинарах, обобщение опыта, открытые уроки и др., из них молодые – 6 чел. / 11,7%.

Подытожив данный блок, хочу сказать, что аттестация педагогических работников, как независимая экспертиза уровня профессиональной компетентности педагогов, дает мощный толчок к росту учительского профессионализма, достижению высокого уровня профессиональной педагогической деятельности.

  1. Анкетирование (опросы) родителей и учащихся

Родительская общественность и дети также являются независимыми экспертами деятельности школы и своих педагогов.

Родители в состоянии определить потребности в образовании, предъявить свои требования к качеству услуг, дать оценку качества оказания школой образовательных услуг.

И поскольку в своей работе школа обязана учитывать запросы своих потребителей (родителей), мы ежегодно проводим анкетирование «Школа глазами родителей», «Школа глазами детей» (в том числе и в рамках аттестации педагогических работников) с целью определить уровень их удовлетворенности качеством деятельности образовательной организации.

Вопросы анкет касаются условий организации образовательного процесса, результатов освоения основной образовательной программы, удовлетворенности степенью реализации потребностей.

При этом родители очень активно высказывают свои пожелания, как положительного, так и отрицательного плана, по организации деятельности школы:

«+» – школа дает знания

       – отличная работа танцевального кружка «Карамельки»

       – доброжелательные, отзывчивые учителя

       – информирование родителей

       – пятидневная рабочая неделя

       – дни открытых дверей

«-» – не перегружать общешкольными мероприятиями

– проводить дополнительные занятия с отстающими

– перегруз всевозможными конкурсами

– ввести урок информатики в начальной школе

– облегчить программу

– улучшить материально – техническую базу.

Несомненно, все эти рекомендации очень ценны, подвергаются анализу, помогают скорректировать работу школы.

  1. Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня

Члены жюри конкурсов педагогического мастерства различного уровня – также независимые эксперты деятельности школы и отдельных педагогов, участие которых в данных конкурсах – мощный двигатель их профессионализма.

Участие и результативность педагогов в конкурсах педагогического мастерства за последние два года:

учебный год название конкурса уровень участник результат
2014-2015 Смотр – конкурс учебных кабинетов город С.Н. Мосеева участие
Выставка – конкурс  методических материалов город 17 педагогов участие
Конкурс «Портфолио молодого педагога» область Ю.Ю. Фалендуш 2 место (призер)
Конкурс программ «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе» область Т.В. Баранова 1 место (победитель)
2015-2016 Конкурс «Методическая копилка» область Н.В. Карташкова,

О.А. Буйвол

2 место (призер),

участие

Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям» федеральный А.В. Щербак участие
Конкурс «Моя профессия – логопед» область О.В. Сульдина 1 место (победитель) в номинации «Методическая копилка»
Выставка – конкурс  методических материалов город 12 педагогов участие

  1. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня

Успешность работы учителя непременно отразится в победах его воспитанников.

Участие и результативность учащихся в городских олимпиадах (включая дистанционные), конкурсах, конференциях за последние два года:

учебный год название мероприятия уровень участник результат
2014-2015 Конкурс чтецов на иностранных языках город Филатова Александра (3 Б класс)

 

Козлова Мария (4 Г класс)

победитель в номинации «Выразительное чтение», диплом;

победитель в номинации «Лучшее произношение», диплом

Научно практическая конференция младших школьников «У истоков науки» город Братунь Егор (3 А класс);

Клигунов Тимур (4 А класс);

Долганова Мария (4 А класс);

Сигида Ксения (3 В класс

1 место;

1 место

 

2 место

3 место

Олимпиада младших школьников по русскому языку «Высшая проба» (3 классы) область Капштык Анна (3 А класс) 2 место
Олимпиада младших школьников по математике город Ковальчук Илья (4 В класс);

 

3 место (призер)
Олимпиада младших школьников по английскому языку город Кошелюк Степан (4 А класс) 2 место (призер)
Дистанционные олимпиады, конкурсы, чемпионаты город,

область, регион, федерация

21% дипломы участников, призеров, победителей

 

2015-2016 Научно практическая конференция младших школьников «У истоков науки» город Сигида Ксения (4 В класс);

Капштык Анна (4 А класс)

1 место (победитель);

2 место (призер)

Олимпиада младших школьников по русскому языку город Капштык Анна (4 А класс);

Зеленская Виктория (4 Б класс);

Муратов Анатолий (4 А класс)

2 место (призер)

номинация «Богатый лексикон»; номинация «Знаток фонетики»

Олимпиада младших школьников по английскому языку город Капштык Анна (4 А класс);

Филатова Александра (4 Б класс)

2 место (призер);

номинация «Знатоки английского языка»

Конкурс чтецов на иностранных языках город Чалая Стефани (4 В класс);

 

 

Михашева Карина (3 Б класс)

1 место в номинации «Лучшее произношение»;

1 место в номинации «Лучшее произношение»

  Дистанционные олимпиады, конкурсы, чемпионаты город,

область, регион, федерация

29% дипломы участников, призеров, победителей

В заключении хочется еще раз вспомнить ставшее уже «крылатым» изречение: «Лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии». Применительно к образованию сегодня действительно трудно переоценить роль независимой оценки качества образования, основанной на объективности, независимых исследованиях достоверной информации, способной сформировать учителя – профессионала, «мастера»  своего дела.