Развитие системы дополнительного образования детей в Еврейской автономной области

В современной ситуации перехода РФ от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу, нарастают требования к системе дополнительного образования человека. Потенциал сферы  дополнительного  образования  детей становится предметом исследований и привлекает внимание общественности.

Воспитание  ребенка в системе дополнительного образования  начинается с  формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям  многонациональной культуры российского народа.

Распоряжение правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.

Направление 1. Обеспечение доступности дополнительного образования для воспитанников, обучающихся и учащейся молодежи.

Анализируя ситуацию в региональной системе дополнительного образования детей можно сказать, что в области сохраняется приоритетность бесплатного дополнительного образования. Хотя новые условия социально-экономического развития страны, переход образовательных учреждений к новым типам организационно-правовых форм требуют от образовательных организаций введения платных услуг.

В региональной системе дополнительного образования детей   сохранена многовариантая сеть учреждений дополнительного образования, за последние пять лет ни одно учреждение не перепрофилировано и не ликвидировано.

На территории области программы дополнительного образования детей реализуются в 66 общеобразовательных учреждениях и 21 учреждении дополнительного образования детей в том числе: в системе образования — 8 учреждений,  в системе культуры – 9, в системе физкультуры и спорта – 4.

Учреждения дополнительного образования детей в ЕАО

Муниципальные образования в области образования в области культуры в области спорта Всего
г. Биробиджан 3 3 2 8
Биробиджанский район 1 1 2
Ленинский район 1 1 1 3
Облученский район 1 1 2
Октябрьский район 1 1 2
Смидовичский район 2 2 4
ИТОГО 8 9 4 21

Из 32 тысяч детей в возрасте от 3 до 18 лет, проживающих на территории ЕАО  30400 детей  охвачены дополнительным образованием (95%).

Кроме того  дополнительным образованием охвачено 2719 воспитанников дошкольных учреждений, что составляет 27,6% от общего количества воспитанников детских садов. 17083 ученика занимаются  на школьных кружках и секциях, что составляет 85,5% от общего количества обучающихся.

Наиболее популярные направления дополнительного образования детей:

— художественное творчество (10237  детей – 33,7 % от общего количества охваченных дополнительным образованием детей),

— спортивное направление (9960 детей – 32,8 % от общего количества охваченных дополнительным образованием детей).

В соответствии с приоритетами концепции развития дополнительного образования детей в регионе  динамично развивается техническое направление , в котором занимается 1543 воспитанников, 5,5 %  от общего количества охваченных дополнительным образованием школьников. Также пользуется популярностью экологическое и туристско-краеведческое направление, где занято 2348 обучающихся, 8,5 % от общего количества охваченных дополнительным образованием детей.

Региональная система дополнительного образования характеризуется положительными результатами: сохранена многовариантая сеть учреждений дополнительного образования детей, накоплен опыт интеграции учреждений общего и дополнительного образования, прослеживается положительная динамика развития внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений. Обновляется содержание, формы и технологии образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. В числе ведущих направлений развития системы дополнительного образования  детей следует отметить повышение качества предоставляемых образовательных услуг, обновление содержания  образования, вариативность образовательных программ, выявление и распространение педагогического опыта.          Учреждения дополнительного образования области внедряют наиболее распространенные и эффективные формы работы:

— создание на базе общеобразовательного учреждения отдельных творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги учреждений дополнительного образования;

— организация филиалов детских музыкальных, художественных и спортивных школ, работающих на базе общеобразовательных учреждений;

     — проведение уроков по ряду общеобразовательных предметов на базе учреждений дополнительного образования детей.

В учреждениях дополнительного образования  детей по различным направлениям реализуется 306 программ, из которых 40 — авторские,  62- типовые государственные, 158 —  комбинированные  программы.

В  муниципальных учреждениях дополнительного образования детей  приняты и реализуются долгосрочные программы развития.

В учреждениях дополнительного образования сохранена разнопрофильность по следующим  направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное, культурологическое,  художественное творчество: декоративно-прикладное, изобразительное, хореографическое, театральное творчество, музыкальное воспитание, объединения по интересам, школа эстетического развития.

В городе Биробиджане функционирует  сеть подростковых клубов на микрорайонах,  работают группы кукольного театра, группы по направлениям: футбол, настольный теннис, тхэквон-до, художественное конструирование.  Продолжили работу Школа юных инспекторов движения, «Школа вожатых», «Школа КВН», группы патриотической направленности «Юный друг пограничника», «Юный патриот», «Кадеты» на базе Биробиджанской Епархии.

 Направление 2. Обеспечение качества и эффективности дополнительного образования детей путем обновления содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей; обеспечение их преемственности на всех уровнях образования.

Условие обновления содержания системы дополнительного образования детей путем разработки программ нового поколения в учреждениях осуществляется благодаря обновлению образовательных программ и включению в них разделов, блоков, модулей, связанных с передовыми технологиями.

Работа по развитию дополнительного образования в сфере научно-технического творчества организована по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, информационно-техническое, конструирование, авиамоделизм, автомоделизм. В учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья работают кружки по техническому моделированию «Юный конструктор» (моделирование из бумаги, картона, фанеры, древесины)

Всего функционирует 92 детских объединения дополнительного образования детей по техническому направлению с охватом 1,5 тыс. воспитанников. 28 января 2016 года состоялось открытие нового отделения робототехники в  «Центр детского творчества» г. Биробиджана. В 14 общеобразовательных учреждениях области  развиваются условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ по  робототехнике.

Для обмена опытом педагогов, реализующих программу внеурочной деятельности «Робототехника», с 8 по 11 февраля 2016 года на базе областного института повышения квалификации педагогических кадров для 20 педагогических работников общеобразовательных учреждений организованы курсы повышения квалификации. С 1 сентября 2016 года планируется открытие не менее 7 новых кружков юных робототехников во всех муниципалитетах области.

С целью развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных детей в сфере компьютерной грамотности в рамках областной профильной смены «Академия успеха» в марте 2016 года проведена смена «КОМПЬЮТЕРиЯ» для 91 школьника по направлениям робототехники. Ребята прошли начальный курс робототехники «Простые механизмы», направленный на развитие понимания принципов действия различных электромеханических устройств и конструкций, а так же взаимодействия с ними систем управления. Участники смены учились программировать смартфоны, собирать различных роботов, модернизировать их, овладевали основными принципами построения сложных механизмов, моделировали и конструировали различные модели транспорта, зданий, сооружений, фантазировали, творили, строили, а также учились рисовать светом с помощью фотоаппарата (Фризлайт).

В 2016 году планируется внедрение дистанционных образовательных технологий по программам научно- технического творчества и освоению инженерно-технических компетенций, в том числе  в области робототехники.

Продолжается разработка модельных программ дополнительного образования детей с учетом  возрастных особенностей обучающихся по инженерно-техническим компетенциям (в т. ч. «Робототехника», «Инженерная графика» и др.)

На базе областного института повышения квалификации педагогических работников создан региональный ресурсный эколого-биологический центр дополнительного образования детей. Центр координирует дополнительное образование детей по экологическому направлению. В региональном этап конкурса «Лес боится огня!», приняло участие 126 работ, из них 14  направлено на Окружной этап по ДФО, в котором 3 работы признаны победителями.

На территории  муниципальных образований   реализуются  проекты, направленные на массовое вовлечение обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов, проживающих  в районах,  городе.

Так, например, Проект «Удивительный Биробиджан» (ЦДТ) дополнен и  перерос в интегрированную программу, выпущен сборник методических разработок к программе  «Удивительный Биробиджан».  Проект «Зеркало мира» Образцового детского коллектива студии изобразительного творчества трижды участвовал в Международных  конкурсах «На своей земле», «Балтийская муза», «Славянский родник», 289 студийцев  получили призовые места и дипломы.

Результатом проектно-исследовательская деятельности  «История родного края» (Биробиджанский район, с. Надеждинское) стала организация профильного лагеря по изучению традиций казачества в период летних каникул. Районная ученическая  конференция проектно-исследовательских работ «Первая ступень к науке»  собрала лучших  краеведение Биробиджанского  района.

Разработаны и реализуются социально ориентированные программы «Молодежный курьер», профилактические программа «Мы и дорога», проект «Страна безопасности», экологические программы «Эколог», «Школьное лесничество. Все эти программы и проекты усиливают воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей.

Разработаны и реализуются проекты «Патриот», «Из бабушкиного сундука», образовательные программы «Арт-студия», «Семицветик», «Рукодельница», «Умелые ручки» нацелены на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала.

Разработаны и реализуются образовательные программы «Светофор», «Спортивные игры», «Дебаты» и др., которые способствуют привлечению в систему дополнительного образования учащихся старшей ступени общего образования.

В рамках государственной программы области «Развитие системы образования Еврейской автономной области» на 2016-2018 годы впервые включены мероприятия по развитию дополнительного образования детей в областных учреждениях.

В областном государственном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр еврейской культуры» реализуется программа  культурологической направленности «Культура и традиции еврейского народа». В рамках программы приобретена современная компьютерная техника и открыт новый класс по изучению языка первостроителей области идиш. Услуги центра по дополнительному образованию детей очень востребованы в нашем регионе, это позволяет сохранить уникальные традиции еврейского народа.

Центром подготовлены методические разработки для изучающих модуль «Основы иудейской культуры», сценарии национальных праздников. Вышел специальный номер научно-просветительского журнала «Духовно-нравственное воспитание», в котором обобщен опыт работы педагогического коллектива центра.

Однако, хочется заметить, что разработка программ нового поколения требует значительного пополнения материально – технической базы и наличия квалифицированных кадров, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Направление 3. Развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

В соответствии с современными тенденциями развития образования в области  через систему дополнительного образования детей  выстроена   система поиска и поддержки талантливых  детей, а также их сопровождения в течение всего периода  обучения. Впоследствии, именно выдающиеся по своим способностям воспитанники учреждений дополнительного образования области становятся известными спортсменами, музыкантами, вокалистами, прославляющие наш регион.

Ежегодно свыше 1000 обучающихся становятся победителями, призерами, дипломантами  Международных, Всероссийских, региональных, областных, городских  соревнований, выставок, конкурсов.

Только за последний год в данном направлении достигнуты следующие успехи:

— региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», приняли участие 14 учащихся 6 класса, из них – 3 победителя конкурса стали участниками финала (г. Сочи, ДОЦ «Артек»);

— региональный этап Российского национального юниорского водного конкурса, приняли участие 12 школьников 8—11 классов, победитель направлен для участия в финале (г. Москва);

— областной конкурс детских творческих работ «Россия туристическая глазами детей» (апрель-май), в котором приняло участие 43 школьника, 3 лучшие работы представлены на заключительный этап конкурса в г. Москва.;

— региональные этапы всероссийских конкурсов «Моя страна-моя Россия!» (6 работ) и рисунков и сочинений о творчестве П.И. Чайковского (10 работ);

— конкурс семейных и творческих работ, посвященных 700 — летию  преподобного  Сергия Радонежского. По итогам конкурса организована выставка работ, которая работала 14 дней. В конкурсе и выставке приняли участие 25 педагогов дополнительного образования и 156 обучающихся в сфере дополнительного образования.

В 62 общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры Еврейской автономной области (Детская художественная школа, Детская школа искусств) для 8342 школьников проведено 437 открытых уроков и внеклассных мероприятий на тему: «Раскрой свой талант», «Радуга талантов», «Рисуем и поем», «Мастера своего дела», «Я талантлив», на которых состоялись встречи с поэтами, писателями, художниками, заслуженными деятелями искусства, руководителями творческих коллективов, проведены мастер- классы, выступления учащихся школ, добившихся успехов в спорте, творчестве и науке.

50 школьников приняли участие в 7 международных конкурсах (г. Москва и Петербург), где достойно представили регион.

Кроме того, на  IV Международном фестивале-конкурсе детского творчества стран АТР отличились воспитанницы детской музыкальной школы города Биробиджана –  Кудина Мария завоевала Гран-при фестиваля в номинации «Вокальное исполнение», Денисенко Анна стала призером фестиваля в этой же номинации.

Ансамбль народной песни  «Ладанка» Облученского района занял 3 место в Конкурсе национальных игр в рамках XV Всероссийского фестиваля-конкурса национальных культур «Моя Федерация».

Делегации Еврейской автономной области  ежегодно направляются для участия в межрегиональных и всероссийских молодежных образовательных  форумах. Во Всероссийских молодежных образовательных форумах «Итуруп» и «Таврида» в 2015 году приняли участие 3 человека.

В рамках  VI Международных детских спортивных игр стран АТР команда Центра детского творчества города Биробиджана заняла второе место в международном футбольном турнире, в соревнованиях по плаванию член команды ЦДТ —  Белугина Евгения заняла 1 место на дистанции 50 метров на спине, 3 место на дистанции 50 метров вольным стилем.

Команда области приняла участие в чемпионате Мира по киокусинкай каратэ.

Воспитанники областного детско-юношеского центра участвовали во Всероссийских соревнованиях по пешеходному туризму в Алтайском крае, Ленинградской области, в зоне Сибири и Дальнего Востока, совершили поход-путешествие лучших кружковцев  на Курильские острова.

Учащиеся, добившиеся особых успехов в различных сферах деятельности, ежегодно награждаются путевками в ФГБОУ ВДЦ «Океан», ВДЦ «Орленок» и МДЦ «Артек». В 2015 году в федеральных государственных образовательных учреждениях отдохнуло  403 школьника, в том числе 334 учащихся  посетили Всероссийский детский центр «Океан», 30 учащихся посетили Всероссийский детский центр «Орленок», 39 учащихся – Международный детский центр «Артек».

В рамках культурного обмена 75 школьников посетили Китай, Малайзию, Израиль с концертными художественными программами.

Большое внимание уделяется реализации мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся (направление 4). Соблюдение санитарных норм и правил, разработка программ физкультурно – спортивной направленности, проведение спортивных соревнований и мероприятий, изготовление наглядных и агитационного материалов, организация летнего отдыха детей – все это способствует формированию потребности в здоровом образе жизни и создание безопасных условий в образовательных учреждениях.

Важным событием для образовательных учреждений стало внедрение норм ГТО.  Возрождение комплекса ГТО – дело государственной важности, поэтому крайне важно участие в данном процессе учреждений дополнительного образования и педагогов.

В 2015 году в регионе начата апробация испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). В мае 2015 года были проведены спортивные фестивали во всех муниципальных образованиях области, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в рамках которых прошла апробация испытаний (тестов) ГТО. В данных фестивалях в 2015 году  приняли участие 545 обучающихся 7-8 классов. В марте 2016 года в рамках Зимнего фестиваля ГТО, посвященного 85-летию комплекса ГТО, в муниципальном этапе приняли участие 364 11-классника, из них более 100 приняли участие в региональном этапе. В настоящее время ведется подготовка к Летнему фестивалю ГТО.

Стоит отметить, что с 2016 года в регионе созданы условия для полноценной сдачи норм ГТО, обучающиеся, выполнившие нормы ГТО, в соответствии с действующим законодательством поощряются соответствующим знаком: «Золотой знак», «Серебряный знак», «Бронзовый знак» комплекса ГТО.

В регионе организовано проведение курсов для судей ГТО
на базе областного ИПКПР с 24 по 26 февраля, обучено 28 учителей физической культуры и тренеров ДЮСШ.

В течение 2016 года планируется проведение двух наборов курсов повышения квалификации для учителей физической культуры и курсы педагогов дополнительного образования детей на базе ИПКПР.

Планируется повысить квалификацию не менее 150 учителям физической культуры и педагогов дополнительного образования детей по спортивному направлению.

Направление  5. Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей.

В учреждениях дополнительного образования работает 348 педагогов, в том числе 194 педагога дополнительного образования и 70 тренеров.

53  процента педагогов учреждений дополнительного образования имеют квалификационную категорию (21 % — высшую, 17 % — первую, 15 % — вторую). Вместе с тем, 46 % педагогов не имеют квалификационной категории.

В целях реализации задач дополнительного образования детей в регионе создан областной Совет директоров учреждений дополнительного образования, который принимает участие в определении комплекса мер, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, поддержку лучшего педагогического опыта, обсуждение  новых государственных образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, изучает и обобщает опыт работы учреждений ДОД, а также готовит предложения о поощрении лучших педагогов.

Повышение квалификационной компетентности и мастерства педагогов в учреждениях осуществляется через курсовую подготовку. Система методического сопровождения педагогических кадров ДОД включает в себя: проведение семинаров на областном и муниципальном уровне, методические и дидактические выставки, круглые столы, мастер-классы, планирование методической работы, помощь ИПКПР в написании образовательных программ, подготовке методических материалов, участии в конкурсах.

На базе областного института повышения квалификации для педагогов дополнительного образования организованы курсы повышении квалификации :

— «Планирование деятельности педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС»;

— «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»;

 — «Обучение методическим и управленческим основам работы, формам, методам, технологиям и приемам работы в условиях временного детского коллектива».

За последний год обобщен опыт работы 10 педагогов дополнительного образования  по направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, информационно-коммуникативное.

В целях поддержки и профессионального развития специалистов системы дополнительного образования детей 48 педагогов стали  участниками муниципальных и областного конкурса  «Сердце отдаю детям», 5 – участниками  Всероссийского заочного  конкурса.

Лучшие педагоги ежегодно награждаются грамотами и благодарственными письмами различных уровней. За последние 3 года  знаком Министерства образования и науки РФ «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждены 3 педагога учреждений  ДОД, Почетной грамотой Министерства образования и науки  4 педагога. В 2010 году внесены изменения в постановление правительства ЕАО о премии губернатора за высокие достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения и в категорию награждаемых включены педагоги дополнительного образования. Звание лауреата премии губернатора ЕАО удостоены 2 педагога.

Анализ деятельности и результативности учреждений дополнительного образования детей выявил также имеющиеся проблемы:

— недостаточно высокий уровень квалификации педагогов дополнительного образования (46 % не имеют квалификационной категории);

— устаревшая и изношенная инфраструктура и материально-техническая база учреждений дополнительного образования, дефицит современного оборудования, инвентаря, учебных пособий;

— недостаточными темпами растет заработная плата педагогов дополнительного образования;

— организация дополнительного образования позволяет  вовлечь как в течение учебного года так в каникулярный период максимальное число детей и подростков, состоящих на различных видах учета, что дает положительную динамику в снижении уровня правонарушений в подростковой среде.

Задачи по дальнейшему развитию дополнительного образования:

— расширение круга субъектов образования, включение в реализацию региональных и муниципальных программ открытого образования коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональных сообществ;

— обеспечение включения педагогических кадров в современные формы открытого образования, а также привлечение представителей профессиональных сообществ к реализации образовательных программ;

— переход от мероприятийного подхода в управлении к программному, формирование учебных планов нового типа (открытых и вариативных);

— внедрение программ индивидуального и группового сопровождения учащихся при включении в конкретные типы творческой, исследовательской, проектной деятельности.

Данная концепция имеет приоритетные направления программ открытого образования по развитию дополнительного образования, формулирует основные принципы, направления и механизмы достижения заявленных целей, представляет ожидаемые результаты и эффекты. Реализация концепции предусматривается на основе комплекса мероприятий, реализуемых на различных уровнях, с использованием потенциала организаций образования, культуры, спорта, науки и бизнеса различных форм собственности и отраслевой принадлежности.

В настоящее время все более проявляется стратегическая роль дополнительного образования, как открытого образования, обеспечивающего право детей и подростков на личностное и профессиональное самоопределение. И сейчас дополнительное образование должно развиваться уже в новом качестве: теперь учащиеся должны не только получать удовольствие от процесса обучения, но и развивать компетенцию в разных сферах деятельности, иметь возможность применить свои умения в жизни, в частности, при дальнейшем выборе профессии. Для этого необходима  переработка образовательных программ в соответствии с новыми образовательными потребностями детей и ожиданиями их родителей, переподготовка педагогических кадров и многое другое.