Высокое качество преподавания важнее результатов ЕГЭ

В преддверии Второй международной конференции “Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы”, которая пройдет в МИА “Россия сегодня” 29-30 сентября, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед рассказал корреспонденту РИА Новости Антону Звереву о сильных и слабых сторонах российского образования.

– Как бы Вы оценили российскую систему образования с точки зрения качества преподавания? Создаются ли в рамках этой системы условия, позволяющие готовить специалистов, конкурентоспособных на международном рынке труда?

– Результаты “Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования” (TIMSS) и “Исследования качества чтения и понимания текста” (PIRLS), которые проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA), свидетельствуют о высоком уровне подготовки российских школьников. Так, по итогам мониторинга TIMSS за 2011 год Российская Федерация вошла в первую десятку стран по успеваемости учащихся четвертых и восьмых классов, а также в группу девяти стран с положительными результатами. С 2007 по 2011 год результаты восьмиклассников повысились по всем четырем уровням подготовки, от низкого к высшему.

Результаты исследования TIMSS свидетельствуют также и о том, что особенно высока успеваемость среди российских восьмиклассников по алгебре. Еще одним интересным выводом мониторинга 2011 года стало то, что при оценке успеваемости по математике по таким отдельным видам познавательной деятельности как “знание”, “применение” и “рассуждение”, российские четвероклассники получили самый высокий балл за “рассуждение”, тогда как в подготовке учащихся восьмых классов доминируют репродуктивные виды деятельности, ориентированные на заучивание.

Естественнонаучная часть теста TIMSS за 2011 год показала, что у российских восьмиклассников наивысшие показатели по химии, затем по физике, и более низкие по географии и биологии.

– Выводы независимых глобальных рейтингов поучительны, при том, что у каждой страны есть собственная рамка ценностей. На Ваш взгляд, соответствует ли наш российский Единый госэкзамен передовому мировому опыту?

– По всему миру страны стремятся развивать свои системы образования. В этих целях для оценки успеваемости учащихся используется регулярное тестирование. Анализ же результатов вышеупомянутых проектов TIMSS и PIRLS дает возможность странам-участницам принимать взвешенные и обоснованные решения по вопросу об улучшении качества преподавания и обучения по математике, естествознанию и чтению. В этом отношении Российская Федерация безусловно следует мировому передовому опыту.

Параллельно во многих странах наблюдается тенденция к централизации и стандартизации школьных экзаменов, что призвано сделать оценку знаний и способностей ребят более точной и справедливой. Так что и здесь предпринятые в России меры также идут в русле тех изменений, которые наблюдаются по всему миру, и соответствуют передовому опыту.

– Другой вопрос – насколько достоверно результаты “внутреннего” теста отражают качество образования? Можно ли считать эти результаты объективным показателем достижений учащегося или выпускника?

– Качество образования – сложное понятие. Еще сложнее измерить это качество. В первую очередь необходимо учитывать, что понимается под качеством образования в конкретной стране, поскольку цели и акценты могут меняться в зависимости от ее политических, географических, культурных и других “координат”. В некоторых странах приоритетное внимание уделяется достижению всеми учащимися определенного уровня знаний и способностей во всех сферах обучения и обеспечению равных возможностей. Другие экономики более заинтересованы в специализации школьников по более узким профилям или же в подготовке учащихся с прицелом на определенный сегмент рынка труда.

При этом в связи с принятием новых целей устойчивого развития ООН появилась тенденция по оценке не только возможности получения образования, как это было согласно программе “Цели развития тысячелетия”, но и результата. В этом смысле проведение единого государственного экзамена идет в русле передовых тенденций в области измерения качества образования.

Поскольку образование по определению включает широкий спектр областей знания, единый госэкзамен не может охватить все его аспекты. Тем не менее, проведение такого тестирования – один из основных способов измерения качества образования. Наряду, вновь повторюсь, с такими “прикладными” в данном случае международными исследованиями как TIMSS и PIRLS, а также неофициальными и неформальными опросами и тестами.

Наконец, при оценке успеваемости по результатам итогового тестирования возникает риск излишней концентрации на результатах. То есть главным для учащихся, учителей и школ становится не преподавание и изучение материала, а обеспечение хороших показателей итогового тестирования. Соответственно, необходимо учитывать действие этого фактора, чтобы приоритетное внимание все-таки уделялось обеспечению высокого качества преподавания. Но я уверен, что те, кто занимается этими вопросами в Российской Федерации, обратят внимание на эту проблему.

– Преподавание базовых знаний – одна из ключевых задач учителя. Однако сегодня все больше внимания уделяется развитию детской смекалки, выдумки. Связана ли как-то способность решения творческих заданий, которая оценивается с помощью таких тестов как PISA, с традиционной “успеваемостью”, которую каждый преподаватель оценивает в индивидуальном порядке, притом зачастую по формальным признакам?

– Видите ли, в ходе теста TIMSS Международной ассоциации по оценке образовательных достижений оцениваются несколько видов познавательной деятельности. А именно: знание, его применение и рассуждение. Понятно, что решение задач играет центральную роль в сфере “применения” знаний, будь то в повседневной деятельности или при решении абстрактных математических головоломок. И все это, безусловно, тоже творчество, основой для которого служат знания, поскольку чем большим количеством концепций овладеет учащийся, тем больше у него шансов “победить” задачу. Нужно ли говорить, что изучение таких предметов как математика способствует развитию навыка решения задач, вызывая необходимость проявлять упорство и настойчивость. Так что, во всяком случае, обращаясь к этой дисциплине, я не вижу тут противоречия. Да и многолетние итоги теста TIMSS для восьмиклассников, где акцент смещается от владения знаниями к их применению, неопровержимо убеждают: чем лучше у учащихся развиты навыки решения задач, тем выше их успеваемость. На самом деле навык по решению задач (и не только математических), конечно, связан с общей успеваемостью.

К слову, раз уж мы с вами говорим о креативности детей, замечу: в новом цикле TIMSS будет организован специальный компьютерный тест eTIMSS для оценки способностей школьников. В связи с этим IEA разработала задания, позволяющие измерить навыки учеников в области решения задач и анализа данных. Некоторые из этих заданий в точности копируют повседневные эксперименты, которые проводят в школьных лабораториях преподаватели естествознания. С нетерпением жду результатов этого нового цикла тестирования.

– Насколько, как Вы полагаете, директивный подход к построению системы образования и ее функционирование по принципу “сверху-вниз” способствуют обеспечению высокой успеваемости школьников? Следует ли странам с высокой административной нагрузкой на учителя последовать примеру Финляндии и избавить школу от излишней бюрократии?

– Что ж, разумеется, Финляндия – образец для подражания в том, что касается проведения реформы школьного образования, перехода от традиционной системы с высокой степенью централизации к системе децентрализованной, в которой особый акцент делается на подготовке преподавательского состава. Финским учителям предоставляется немалая свобода в вопросах адаптации учебной программы, оценки успеваемости. При этом политика государства сфокусирована на создание условий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс.

Однако необходимо учитывать, что в Финляндии сложились определенные обстоятельства для разворачивания упомянутых реформ, которые могут отсутствовать в других странах, что в свою очередь делает копирование финского опыта невозможным. Так, например, численность населения Финляндии составляет около 5,5 млн человек, и 1,5 млн из них живут в столичном регионе. Я бы переформулировал Ваш вопрос, если позволите, на следующий: чему нас учит опыт Финляндии? Именно в этом заключается цель исследований нашей ассоциации. Мы стремимся предоставить участвующим странам возможность сравнить их образовательную систему с другими и учиться на их опыте.

Из исследований IEA, а также развернутых “энциклопедий”, публикуемых вслед TIMSS и PIRLS, можно получить подробную информацию об учащихся, учителях и школах, которая проливает свет на следующие вопросы: как формируется учебная программа? Насколько хорошо оснащены школы и основательно подготовлены учителя? Как учащиеся относятся к учебе и считают ли они, что взрослые наставники о них заботятся? Изучая опыт стран с высокой успеваемостью, страны с низкой успеваемостью могут пересмотреть свои подходы, осваивая новые стратегии развития системы образования.

В конечном счете каждому государству – участнику наших проектов необходимо выработать наиболее подходящую для него образовательную политику с учетом своей специфики, культуры и истории. На опыте других стран можно только учиться, но просто скопировать систему образования другой страны невозможно.