Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепций преподавания учебных предметов

В рамках форума педагогических работников Еврейской автономной области «Современное образование: новые стратегические ориентиры – новые решения» 26 августа на базе ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» прошла работа тематической площадки: «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепций преподавания учебных предметов», организованная комитетом образования Еврейской автономной области совместно с ОГАОУ ДПО «ИПКПР».

В работе площадки приняло участие более 160 педагогических работников и учёных из Еврейской автономной области, а также общественные деятели, представители государственных и муниципальных органов власти, руководители общественных организаций и коммерческих предприятий, в ходе которой прошли дискуссии по вопросам реализации новых подходов к преподаванию отдельных учебных дисциплин в общеобразовательной школе.

В ходе работы секции «Проблемы содержательного и мотивационного характера в школьном математическом образовании» обсуждались аспекты реализации принятой правительством России в конце 2013 г. Концепции развития математического образования в РФ.

Переход к синергетической картине мира в науке для традиционно жестко детерминированной математики охарактеризован проблемами прежде всего содержательного характера. В связи с этим выступление Татьяны Леонидовны Сабадаш не оставило равнодушным ни одного присутствующего учителя. Осознавая стратегический характер коррекции содержания школьной математики, педагоги отмечают и то, что происходит разрушение сильной стороны российского образования — фундаментальности — в угоду утилитарному образованию. Понимая исключительную значимость математического образования и меру ответственности, возложенную на их плечи, учителя математики четко сформулировали посыл — необходимо решить проблемы методической подготовленности в преподавании внедряемых разделов математики.

В тесной связи с наполнением содержания находятся мотивация, математическое просвещение и популяризация математики. Своим опытом и идеями со слушателями поделились молодые талантливые педагоги: Евгения Андреевна Соловченкова, Дарья Владимировна Мостовая и Анастасия Сергеевна Быструшкина. Новые и традиционные приемы и способы формирования учебной мотивации и популяризации математики они рассматривают через призму креативного характера понимания своей профессиональной деятельности.

На секции «Проблемные вопросы в школьном курсе истории в контексте Историко-культурного стандарта» обсуждались современные векторы преподавания истории России. В работе секции приняли участие ученые ПГУ им Шолом-Алейхема (д.филол.н., профессор П.Н Толстогузов, к.п.н., доцент С.А. Болгова, к.филос.н., доцент Р.Х. Шарипова, к.и.н., доцент В.А. Каштанюк; представители общественности, духовенства и других организаций: главный редактор газеты «Голос» В.С. Сахаровский, епископ Биробиджанский и Кульдурский Владыка Ефрем, архивариус ОГКУ «Госархив ЕАО» А.Н. Александров; специалисты комитета образования ЕАО.

На секции состоялось заинтересованное обсуждение траекторий изучения дискуссионных вопросов в истории России в рамках системно-деятельностного подхода. Содержательно-образующим элементом секции стала бинарная лекция с элементами дискуссии. Между участниками состоялся полноценный экспертный диалог, в ходе которого были рассмотрены альтернативные точки зрения по вопросу «Эпоха сталинизма: эпоха великих побед, экономического прогресса, людских трагедий и тяжелых испытаний» с позиции требований Историко-культурного стандарта (ИКС). Выступающие, опираясь на объективные факты, сумели сблизить свои позиции, выйдя на их согласованную трактовку.

Отличительной чертой секции была активность участников, которые не только задавали вопросы выступающим, но и вступали с ними в полемику. Оценивая работу секции, педагоги отметили, что удовлетворены форматом работы секции и результатами проделанной работы, поблагодарили модераторов за емкую содержательную составляющую, выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству и обмену опытом.

Проведение секции способствовало развитию исторического кругозора и профессиональной компетентности учителей истории, пониманию ИКС как научной основы содержания школьного исторического образования, базовых принципов и методологической основы преподавания истории.

В работе секции «Школьное географическое образование как основа формирования национальной идентичности» приняли участие преподаватели географии   общеобразовательных организаций области, а также представители Института комплексного анализа региональных проблем.

Состоялся обмен мнениями о проекте «Концепции развития географического образования в Российской Федерации», предложенной на обсуждение общественности Российским географическим обществом и Министерством образования и науки РФ.

Учителя анализировали документ в контексте сегодняшней ситуации с преподаванием географии и перспектив реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также опыта своей работы.

Большой интерес у присутствующих вызвали выступления и предложения кандидатов географических наук Д.М. Фетисова и Т.М. Комаровой (ИКАРП ДВО РАН), учителей Т.А. Филипенко (МКОУ «СОШ №4 п. Хинганск» Облученского района), И.В. Федерко (ФКОУ СОШ УФСИН России по ЕАО, Т.В. Либерман (МБОУ «СОШ №8» г. Биробиджана). Мнением о преподавании географии в средних специальных учреждениях поделились Е.А. Петелина (ОГПОБУ «Технический колледж» г. Биробиджана), В.Л. Приходько (МБОУ «СОШ с. Амурзет» Октябрьского района), Л.В. Звягина (МКОУ «СОШ с. Найфельд» Биробиджанского района).

Все участники секции отметили ценность школьной географии, ее вклад в развитие современного общества. В то же время говорили о необходимости изменения содержания изучаемого материала, о включении в него последних достижений науки и технологий; об оснащении школы современным географическим оборудованием, настенными картами и учебно-методическими комплексами по всем годам обучения школьников.

По итогам обсуждения присутствующие сформулировали замечания и предложения, которые будут направлены разработчикам проекта Концепции и использованы в дальнейшей работе ОГАОУ ДПО «ИПКПР».

Работа секции «Особенности содержания школьного образования с позиций Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» была посвящена обсуждению Концепции преподавания русского языка и литературы, которая была утверждена 9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации.

По мнению участников тематической площадки, Концепция будет способствовать сохранению целостности образовательного пространства Российской Федерации и должна стать ориентиром для всех участников образовательного процесса по формированию филологического образования в РФ.

Значимыми для участников форума стали обсуждаемые ценностные приоритеты Концепции: понимание школы как важнейшего социального института, воспитывающего гражданина России; безусловная ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры, как фундамента для дальнейшего непрерывного образования.

В ходе обсуждения участники познакомились с основополагающими проблемами, направлениями реализации Концепции на территории РФ; актуализировали значимость билингвального обучения, получили представление о модели изучения русского языка как неродного.

Большой интерес аудитории вызвало экспертное заключение кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии и журналистики ПГУ им Шолом-Алейхема Е.М. Спиваковой, которая отметила коммуникативную направленность в изучении русского языка. Л.Н. Капуцына, к.филол.н., доцент кафедры филологии и журналистики ПГУ им Шолом-Алейхема, актуализировала диалогичность обучения в преподавании литературы, значимость классической и зарубежной литературы в содержании школьного филологического образования.

В ходе обсуждения был представлен Проект плана мероприятий по реализации Концепции на территории Еврейской автономной области, включающий общесистемные мероприятия, мероприятия по популяризации русского языка и литературы как социокультурного явления.

Кроме того, были выдвинуты предложения по корректировке программ повышения квалификации, внесения вариативных модулей, направленных на изучение морфемики, региональной и современной литературы в средней школе.

В целом, участники форума оценили практическую значимость и новизну Концепции.

Целью работы секции «Современные подходы к школьному технологическому образованию» являлось обсуждение проектов Концепции технологического образования школьников, особенностей и принципиальных отличий современного подхода к технологическому образованию школьников. Для этого в качестве экспертов были приглашены не только представители школьного сообщества, но и непосредственные участники экономических отношений. Так, начальник отдела развития предпринимательства и потребительского рынка управления экономики правительства ЕАО И.А. Витютнева выступила с инициативной налаживания межведомственного взаимодействия для повышения финансовой грамотности современных школьников, формирования и развития у них мотивации к самозанятости. Активное обсуждение вызвали выступления предпринимателей Виктории Билецкой (частное ателье «Новый стиль») и Александра Романова (ООО «ТАММ-ДВ»), которые не только рассказали о собственном становлении как предпринимателей, но и назвали важные и необходимые, по их мнению, качества, которые следует формировать у современных школьников на уроках технологии.

Актуальность проведения и организации профессионального тестирования школьников отметил Константин Васильевич Звягинцев, заместитель директора Департамента стратегических программ университета Синергия.

Так же участники секции были ознакомлены с «путеводителем по профессиям будущего» Атласом новых профессий.

В заключении работы секции от представителей администрации школ области поступило предложение организовать выездные обучающие мероприятия для учителей технологии и учеников школ.

По итогам работы тематической площадки было принято решение внести коррективы в содержание и структуру программ дополнительного профессионального образования.

Фотографии