Информация о результатах проведения плановой проверки администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области

С 19 октября по 25 октября 2017 года в соответствии с приказом комитета образования Еврейской автономной области от 12.10.2017 № 500 «О проведении плановой выездной проверки администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования» проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

По результатам проверки составлен акт от 25.10.2017 № 5-ОМСУ. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ в сфере образования от  25.10.2017 № 4114\07-13. Срок исполнения предписания 15 апреля 2018 года.

В ходе проведения проверки:

выявлены нарушения обязательных требований:

  1. В нарушение части 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в постановлении администрации Смидовичского муниципального района от 25.12.2013 № 2569 «Об утверждении порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях на территории Смидовичского муниципального района», не определена норма об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
  2. В нарушение части 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководителями образовательных организаций не пройдена обязательная аттестация.
  3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регламентирована (отсутствует локальный нормативный акт) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального района, что относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
  4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не регламентирована (отсутствует локальный нормативный акт) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, что относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
  5. В нарушение пункта 5 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отсутствуют программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
  6. В нарушение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уставы образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования не соответствует действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования:

пункта 4 части 2 сватьи 25 – порядок формирования и срок полномочий коллегиальных органов управления образовательным учреждением;

части 1 статьи 30 – не определен порядок принятия локальных актов, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения;

пункта 7 части 3 статьи 28 – согласование программы развития отнесено к компетенции Совета трудового коллектива (или к другим органам управления ОУ);

части 6 статьи 51 – не определены права руководителя учреждения в области управления учреждения;

части 3 статьи 102 – уставом не определена норма о том, что при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования.

  1. В нарушение подпункта «а» пункта 16 Положения о психолго-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082, отсутствует журнал записи детей на обследование.
  2. В нарушение пункта 1.2 Положения о порядке и сроках проведения аттестации кандидата на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных учреждений, утвержденного постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 09.11.2015 № 1290, не проводится аттестация кандидата на должность руководителя.
  3. Положение об Отделе образования администрации Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, утвержденное решением Собрания депутатов от 21 июля 2016 № 43 (далее – положение об Отделе), требует приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования, в частности:

пункт 3.9. положения об Отделе «…дает согласия на оставление муниципального образовательного учреждения обучающимся, достигшим возраста 15 лет, до получения ими основного общего образования» требует дополнения в соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части принятия мер органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству, а также предусмотреть меры предусмотренные частью 19 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части принятия не позднее чем в месячный срок меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования, отчисленного из образовательной организации в качестве меры дисциплинарного;

пункт 3.16. положения об Отделе «…согласовывает годовые календарные учебные графики муниципальных образовательных учреждений» не является функцией отдела образования (пунктом 9 статьи 2, частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что календарный график является частью образовательной программы, которая самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность);

пункт 3.10. положения об Отделе «…обеспечивает в установленном порядке организацию отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период» требует приведения в соответствие с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (…осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья);

в нарушение пунктов 14 и 73 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 26.12.2013 №  1400, отсутствует функция о том что, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения), ГИА, а также обеспечивают ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ГИА по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность);

в нарушение статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует функция, предусматривающая организацию мониторинга системы образования, а также ежегодного опубликования анализа состояния и перспектив развития образования в виде итоговых (годовых) отчетов в сети «Интернет»;

в нарушение пункта 7 части 3 статья 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует полномочие по согласованию программ развития образовательных организаций.

  1. Требует приведения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановление администрации Смидовичского муниципального района от 05.09.2012 №1774 «Об утверждении Положения «Об учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам».
  2. В нарушение постановления главы Смидовичского муниципального района от 16.05.2007 № 50 «О стипендии глав муниципального образования «Смидовичский район» среди учащихся общеобразовательных учреждений» и постановления главы Смидовичского муниципального района от 27.04.2011 № 16 «О присуждении премии наставникам одаренных детей» отсутствуют протоколы комиссий по назначении стипендии и премии соответственно.
  3. В преамбуле постановления администрации Смидовичского муниципального района от 21.12.2012 № 2696 «Об утверждении положения об организации и проведении конкурса на замещение вакантных должностей руководителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения» (в редакции от 15.10.2015 № 1255) имеется ссылка на Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», утративший силу законную силу 01.09.2013.
  4. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Зачисление в образовательные организации», утвержденный постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 29.07.2016 № 309 (далее – Административный регламент), не соответствует законодательству в сфере образования:

в нарушение части 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по тексту используется понятие «…среднего (полного) общего образования» (п. 2.6.1 Административного регламента);

в нарушение пункта 13 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, отсутствует норма, регламентирующая факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ОООД, уставом ОООД.

  1. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденный постановлением администрации Смидовичского муниципального района от 04.02.2014 № 201, не соответствует законодательству в сфере образования:

в нарушение пункта 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, пункта 2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, в части неправомерного определения возраста детей, которым предоставляется муниципальная услуга (7 лет);

в нарушение пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, в части определения перечня документов необходимых для приема в учреждение;

в нарушение пункта 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, в части определения порядка ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с нормативно-правовыми документами учреждения;

в нарушение пункта 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, в части определения порядка издания распорядительного акта о зачислении ребенка в учреждение;

в нарушение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, нормативно-правовой основой Административного регламента является приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждение», утративший законную силу;

в Административном регламенте не учтены нормы федерального законодательства на права отдельных категорий граждан на внеочередное, первоочередное предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

в нарушение части 2 статьи 11 закона Еврейской автономной области «Об образовании в Еврейской автономной области», принятым Законодательным собранием области 06.03.2014 года, в Административном регламенте отсутствует норма, определяющая право педагогических работников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на внеочередное устройство своих детей в дошкольные образовательные учреждения;

в нарушение пункта 4.2. Административного регламента годовым планом отдела не предусмотрено проведение плановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги; не сформирована комиссия для проведения проверок вышеуказанной муниципальной услуги.

  1. В нарушение Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от18.11.2013 № 1252:

раздела 3 – не формируются оргкомитет школьного этапа, жюри школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, муниципальные предметно-методические комиссии олимпиады, не утверждаются требования к организации и проведению школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету, результаты школьного этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету;

раздела 4 – не утверждаются организационно-технологическая модель проведения муниципального этапа олимпиады, не устанавливаются количество баллов по каждому предмету для участия в муниципальном этапе олимпиады, квоты победителей и призеров, утверждается график проведения муниципального этапа олимпиады.

  1. В нарушение раздела II «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н:

отсутствует у руководителя дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики;

в должностных инструкциях от 2015 года требования к квалификации «Директора», «Заведующего» не соответствуют действующему законодательству.