Доклад председателя комитета образования Сильянова Е.А.

Доклад председателя комитета образования Сильянова Е.А. на праздновании Дня работников дошкольного образования 27.09.2012

Уважаемые педагоги!

Дорогие работники дошкольного воспитания!

Ежегодно 27 сентября в Российской Федерации чествуют дошкольных работников образовательных учреждений.
21 июля 2010 года был принят областной закон «Об установлении на территории Еврейской автономной области Дня работников дошкольного образования», в соответствии с которым 27 сентября на территории Еврейской автономной области установлен День работников дошкольного образования.

Корни праздника уходят далеко в прошлое и связаны с тем, что примерно в эти дни, осенью 1863 года в Санкт-Петербурге, был учрежден первый в России детский сад и с тех пор количество детских дошкольных учреждений превысило уже не одну тысячу. Причем, нужно отметить, что в последние годы таких учреждений появляется все больше. Это связано с возрастающими требованиями современных школ, куда дети должны приходить в первый класс уже достаточно подготовленными.

Очень хорошо, что в нашей стране, наконец, появился день, когда мы поздравляем педагогов, воспитателей, методистов и вспомогательный персонал детских садов и благодарим их за их нелегкий, но такой важный труд.

День работников дошкольного образования установлен в знак признания заслуг работников данной сферы а также в связи с высокой значимостью их труда, потому что дошкольный возраст — особенно важный и ответственный период в жизни ребенка: в этом возрасте формируется личность и закладываются основы здоровья.

Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребенка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к внутреннему миру маленького человека. Недаром Фребель, будучи основоположником европейской дошкольной педагогики, глубоким мыслителем, гениальным педагогом-практиком, считал детский сад моделью устройства мироздания, в центре которой — развивающийся человек, ребенок. А еще один замечательный японский дошкольный педагог Инуи Такаси говорил, что миссия воспитателя, а в идеале всех взрослых — быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества. И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».

Отрадно, что такие педагоги в нашей области есть. Сегодня в 83 образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, работают 825 педагогов. Большая часть из них составляет основной костяк когорты педагогического сообщества, на котором держится не только один из самых благородных, но и один из самых жизнеспособных, перспективных социальных институтов.

Но мы должны понимать, что сам по себе он развиваться не будет. Здесь нужна обязательная помощь со стороны государства.

Правительством Еврейской автономной области принят ряд мер по развитию системы дошкольного образования.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в Еврейской автономной области реализуются следующие мероприятия:

1. Реализуется областная целевая программа «Государственная поддержка развития системы дошкольного образования Еврейской автономной области» на 2011 – 2015 годы (общий объем финансирования программных мероприятий – 9 485,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета).

2. Принято распоряжение губернатора Еврейской автономной области от 11.07.2012 № 270-рг «Об утверждении плана мероприятий по реализации основных положений некоторых Указов Президента Российской Федерации» предусматривающий меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения.

3. Разработана поэтапная программа («дорожная карта») по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях Еврейской автономной области. В программе предусмотрены разделы: «Ликвидация очередности за счет развития государственно-муниципальной системы дошкольного образования», «Использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования для ликвидации очереди».

4. Область победила в конкурсном отборе региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования 2011 – 2015 годы по направлению «модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования».

5. Внесены предложения по предварительному Перечню строительных  объектов, планируемых к реализации в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года». Программой должно быть предусмотрено строительство на территории автономии 6 детских садов на 260 мест каждый.

6. За четыре предыдущих года за счет внутренних резервов дополнительно открыто 48 групп (11 групп – индивидуальными предпринимателями, 18 групп – в ДОУ, 19 групп – в общеобразовательных учреждениях), введено 1605 мест.

Однако главным золотым фондом системы дошкольного образования остаются ее кадры.

В прошедшем учебном году дошкольные учреждения области приступили к реализации Федеральных государственных требований к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования.

Дошкольные учреждения №№ 16, 44, 45, 48 г. Биробиджана, №5  п. Смидович Смидовичского муниципального района, № 2 п. Тёплое Озеро Облученского муниципального района, № 3 с. Ленинское Ленинского муниципального района участвуют в апробации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех».

Хочется назвать имена пропагандистов этого нового направления, участников творческой группы: это старшие воспитатели детских —  Зубарева Елена Александровна, Кизянова Юлия Раисовна, Швец Наталья Алексеевна, Пермякова Алла Андреевна,  Швецова Елена Анатольевна, Филатова Наталья Александровна, Панина Людмила Семёновна.

Продолжателями курса Родиноведения, введенного Аделаидой Семеновной Симонович, можно считать авторскую программу по экологическому воспитанию «Люби и знай свой край» Комлевой Раисы Петровны (г. Биробиджан).

Воспитатели дошкольного учреждения № 48 г. Биробиджана Ракитина Наталья Александровна и Примак Оксана Владимировна несколько лет успешно работают по технологии теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Большое внимание вопросу формирования речи дошкольников уделяют воспитатели Филатова Наталья Александровна (ДОУ №5 п. Смидович), Тикко Марина Петровна (ДОУ № 3; г. Облучье), Волостнова Лариса Александровна (ДОУ № 2 с. Ленинское), Белокрылова Ирина Олеговна (ДОУ «Солнышко» с. Амурзет Октябрьского района), Бегинина Елена Владимировна, Музыченко Светлана Владимировна «Центр развития ребенка — детский сад № 24», Иванова Ирина Владимировна «Центр развития ребенка-детский сад № 45», Кузнецова Марина Александровна, Невмержицкая Татьяна Владимировна «Центр развития ребенка — детский сад №48» г. Биробиджана.

Используют современные здоровьесберегающие технологии инструктора по физической культуре Варфоломеева Наталья Сергеевна (ДОУ № 2 п. Теплое Озеро, Плюснина Ирина Александровна (ДОУ № 24  г. Биробиджана), Семидякина Людмила Валентиновна (ДОУ № 16  г. Биробиджана).

Руководители дошкольных учреждений г. Биробиджана Колпащикова Наталья Александровна, Проскокова Надежда Васильевна, Фатеева Галина Степановна, Билая Ева Романовна, Мороз Наталья Викторовна, Штанько Ирина Васильевна (с.Амурзет Октябрьского муниципального района), Гильфанова Ольга Анатольевна (ДОУ № 4 г. Облучье Облученского муниципального района), Пензина Ольга Михайловна (ДОУ № 2 п. Приамурский Смидовичского муниципального района) создают надлежащие условия для укрепления здоровья дошколят, их воспитания и обучения.

Идея сегодняшнего праздника – обозначить общественную значимость  дошкольного воспитания и тех, чьи трудом совершенствуется система дошкольного воспитания.

Именно на дошкольных работниках во многом лежит ответственность за формирование личности наших детей. Нельзя забывать о том, что дошкольный возраст является крайне важным этапом в процессе развития ребенка. В этом возрасте происходит формирование личности, закладываются основы здоровья. Воспитатели помогают дошкольникам познавать окружающий мир, учиться первым навыкам рисования, лепки, чтения и т.д. При этом большое внимание необходимо уделять не только развитию способностей, но и внутреннему миру каждого ребенка. Совмещать все это очень непросто, но те, кому это действительно удается, являются настоящими воспитателями, профессионалами своего дела. Сами воспитатели называют свою работу очень сложной, но и очень интересной.

Поэтому в дошкольных учреждениях должны работать люди, которые действительно любят детей и умеют находить с ними общий язык. Они должны уметь заинтересовать ребенка и способствовать развитию его талантов и способностей. Важно также воспитать полноценного гражданина своей страны.

Я поздравляю с праздником всех работников дошкольных учреждений, отдающих ежедневно тепло своих сердец детям! Уверен, что ваша доброта и педагогическое мастерство превратят каждый день для воспитанников в детском саду в день радости и счастья.

Воспитатель – это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности ребенка. Дошкольные работники всегда молоды душой, неугомонны и азартны, потому что утром их встречают, вечером провожают искренние, чистые взгляды детей, а день наполнен детским радостным смехом. Спасибо за ваш труд, теплоту души и сердца, заботу и внимание. Крепкого вам здоровья, счастья и благополучия, успехов во всех начинаниях, радости и оптимизма!